Воскресенье, 05-Май-2024, 19:25
Облако ссылок
РЕКЛАМА
Рыбалка круглый год
Рыбалка круглый год
Ресторан доставки "Pikachu" паназиатская кухня Pikachu
САЛОН КРАСОТЫ "КЛЕОПАТРА"kleo
Косметологический кабинет стоматологической клиники доктора Переведенцева Т. 8-909-458-76-65
Кафе"АКВАРИУМ" Т. 8-918-955-23-13 стол заказов Аквариум
Профессиональный ремонт компьютеров и ноутбуков Т. 8-918-378-24-24.
Друзья сайта
Форма входа
Телепрограмма
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
PR-CY.ru
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2007 » Январь » 17 » И КИПЕЛА ВОДА ПОД ФОРШТЕВНЯМИ...
10:07
И КИПЕЛА ВОДА ПОД ФОРШТЕВНЯМИ...

Из всех праздников, конечно, самый любимый, ожидаемый и радостный - Новый год. Но есть еще праздник, который в памяти и жизни старшего поколения Приморско-Ахтарска оставил неизгладимый след - День Военно-Морского флота или, как мы его в молодости называли, «гонки». Почему такое название? Да потому что кульминацией праздника в те годы неизменно была парусная гонка на куласах и баркасах.
Подготовка к этому важному в жизни нашего города дню начиналась задолго. В течение полутора месяцев ежедневно проводились тренировочные выходы в море, независимо от погоды. Будь-то штиль или предштормовая погода, всегда в это время можно было видеть в заливе летящие паруса над водой. В день праздничного старта погода могла быть любая, но соревнования никогда не откладывались.
Итак, до старта еще месяц. Шьются новые паруса, подгоняется такелаж, «гонщики» испытывают суда во всех режимах. И, естественно, через засланных «казачков» пытались узнать о своих соперниках как можно больше, обо всех их новшествах. Перед главным морским праздником днища судов покрывались слоем парафина, считалось, что от этого увеличивается скорость. Из преданных поклонников формировалась команда, которая ночевала в последнюю ночь на берегу возле баркасов, чтобы союзники противника не смогли нанести им ощутимый урон. Все эти действия были традиционными атрибутами гонок.
Пик популярности гонок пришелся на 60-е годы прошлого века. Как и любой портовый город, Приморско-Ахтарск в те старые добрые времена жил морем. В соревнованиях, посвященных Дню ВМФ, участвовали даже «сухопутные» предприятия: АТП, бондарный завод, настолько этот праздник был тогда любим. Все состязания проходили на воде и лишь перетягивание каната - на берегу.
И вот, наконец, наступало последнее воскресенье июля, когда с утра все спешили на берег моря. Праздник открывался перетягиванием каната, соревнованием пловцов, гонками охотничьх подъездков. Обычно жители и гости города собирались возле «буночки» (юнговского моста) - деревянного пирса, единственной оставшейся памяти от былого величия Ахтарского торгового порта. Остальные зрители, которым не хватало места около моста, располагались с комфортом вдоль береговой линии, так как основное действие развертывалось на море. Водные соревнования открывались стартом лодок класса «Казанка», которые были оснащены моторами разной мощности. Затем стартовали мотофелюги (в то время они еще были деревянными), куласы и парусники - ялы мореходной школы.
Апофеозом праздника была парусная гонка баркасов. Представьте себе рыбацкую парусно-грузовую лодку длиной 8-10 метров с характерными закругленными обводами, оснащенную косым латинским парусом, пришедшим к нам из Средиземноморья, высота которого доходила до 12-15 метров. Все баркасы были любовно ухожены командами. В отличие от просмоленных собратьев, у гоночных баркасов днище, борта, обводы, надписи были выкрашены яркими красками. У «Альбатроса» был даже небольшой бушприт. Паруса тоже выкрашивались в различные цвета. Зрелище было воистину красочным и волнующим. Это сегодня никого не удивляют яркие краски на бортах современных лодок, а в те времена лодки, раскрашенные таким способом, выглядели как заморские диковинные птицы.
Итак, в соревнованиях участвовало обычно 10-12 баркасов рыболовецких колхозов и судоверфи. А какие были названия! «Быстрый», «Решительный», «Пеликан», «Космос», «Смелый», «Восток»... По мере приближения гонки волнение среди зрителей нарастало, и, наконец, ракета в небе извещала о начале старта. Суматоха, хлопки распускаемых парусов, звуки команд, крепкие выражения... Гонка началась. Как бывает и сегодня в водных соревнованиях, гонки не обходились без курьезов и нанесения мелких повреждений друг другу командами-соперницами.
Иногда, незаметно для команды, фанаты соперников привязывали баркас к пирсу или вешали ведро на скобу руля, и все это обнаруживалось в момент старта. В результате некоторые баркасы замирали у причала, как стреноженные кони, либо еле шлепали по воде. Все это вызывало оживление среди зрителей и всеобщий смех. Маршрут гонок был таков: «буночка»- землечерпалка - судно, вокруг которого все поворачивали назад (обычно в районе маяка) - «буночка».
Несмотря на значительную удаленность от берега, болельщики на берегу были прекрасно осведомлены, кто в гонке впереди, а кто - аутсайдер. Как же они узнавали о ходе гонке без современных средств связи? А очень просто: вершина паруса любого баркаса - «косица» была окрашена контрастным цветом, который был виден издалека. Команды состояли не из профессиональных спортсменов, а из обычных рыбаков, влюбленных в парус. После захватывающих соревнований все они опять занимались обычной работой - ловлей рыбы, перевозкой грузов, снастей... И так до следующих гонок.
Мастерство капитанов и слаженность команды в обычной рыбацкой работе были практически доведены до совершенства, когда на полном ходу под парусом ставились сети на расстояние до нескольких сот метров, и все проходило, как говорится, без сучка и задоринки. Конечно, это были асы своего дела. Но во время состязания азарт был на пределе, и иногда капитаны переоценивали себя и, как следствие, баркас парусом ложился на воду или ломался несущий рей. Для этой команды гонка заканчивалась, потому что все соперники были профессионалами своего дела и оставляли далеко позади неудачников.
После обычной гонки на баркасах наступала кульминация праздника - гонка под парусом на баркасах без рулей (которые снимались). Старт, прохождение маршрута, выполнение поворота, финиш осуществлялись лишь маневрированием паруса, с учетом направления ветра, регулированием балласта и мастерством капитана. Вот тут-то и выявлялся Капитан Года! Это был полный триумф команды-победительницы и ее капитана. Такое мастерство вызывало неподдельный восторг. На берегу победителей ждали призы: денежная премия и, как тогда было принято, - ведро вина.
В семидесятые годы некоторые виды водных состязаний, к сожалению, прекратились. Взамен увеличилась доля соревнований на берегу или в небе (прыжки парашютистов). И этот чисто водный, радостный праздник больше стал сухопутным, что, конечно, снизило его зрелищность. В 1980-х годах в городе появился яхт-клуб, но должного развития парусный спорт у нас почему-то не получил, и праздник почти сошел на нет. Ушла романтика моря из наших сердец.
В последние годы главный морской праздник - День Военно-Морского Флота отмечается вместе с Днем города. Проходит он одновременно, а потому: и празднично... и скучно. Нет былого всеобщего азарта. Основная масса зрителей просто гуляет вдоль набережной, не зная, чем себя занять, остальные нежатся на пляже или сидят в кафе. Ведь невозможно всем сразу посмотреть соревнования по волейболу или прыжки на батуте. В общем, наш любимый с раннего детства морской праздник в родном городе постепенно превратился в концертные зрелища на берегу. А ведь когда-то в День ВМФ на ахтарском берегу кипел такой накал спортивных страстей, чего сегодня очень даже не хватает. Уверен, что мое мнение разделят многие жители Приморско-Ахтарска.

В. Рубацкий, житель города.

Просмотров: 820 | Добавил: atv | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Газета онлайн
Случайные статьи
Безопасность дорожного движения зависит от каждого из нас!
Пляж в тропическом стиле
Туристское многоборье
Подписка на газету "АТВ"
Новое оборудование – для здравохранения
Реклама



Облако Фотографий


Copyright MyCorp © 2024