«Это моя страна, и молчать я не буду…» Артем Боровик, журналист. С большим интересом посмотрел «круглый стол» по местному ТВ и прочел в районной печати о строительстве порта в Приморско-Ахтарске. В основном с длиннющими монологами выступали сторонники размещения порта в Ахтарском лимане. Выступления противников встречались неприкрытым раздражением. Потому и не очень понятно, какую цель преследовало сие мероприятие. Если его целью было убедить телезрителей в необходимости строительства порта, то в этом, как мне кажется, никого и убеждать не надо. Многие понимают, что порт району нужен, что это будет бюджетообразующее предприятие, которое даст сотни рабочих мест, развитие транспортной сети в районе, существенное поступление средств в бюджет, рост других экономических показателей. Хочу особо подчеркнуть, что я был и остаюсь сторонником строительства порта. Но не ясно, кто же автор идеи размещения такого серьёзного объекта в нерестилище на территории месторождения лечебных грязей? В тени остались экологическая и правовая составляющие «проекта века». Видимо, авторы идеи строительства не очень этого и хотели. О том, что собираемся строить и что мы можем потерять, я и хочу рассказать в своей статье. Об уникальном природном комплексе Сложился он за много-много тысяч лет до заселения берегов Ахтарского залива, в южной части которого и расположен Ахтарский лиман. Он простирается от мола судоверфи и до х. Садки. Азовское море в начале 20 века было одним из самых рыбопродуктивных морей в мире с уловами до 85 кг рыбы с гектара водной поверхности. В лучшие годы в море вылавливалось до 200 тыс. тонн высокоценных пород, таких как осетр, севрюга, тарань, судак, рыбец, лещ, шемая. И это при том, что для выращивания этой рыбы государство не тратило ни рубля! Требовалось выполнять лишь одно условие – соблюдать правила рыболовства и сохранять нерестилища в неприкосновенности. И природа возвращала нам сторицей рыбные богатства. Даже современники помнят путину 1992 года, когда рыбаками одного рыбколхоза «Заветы Ленина» было выловлено более 500 тонн осетровых. Только икры осетровых этим хозяйством было произведено 27,5 тонн! В 1996 году рыбаки колхоза добыли в море около 1000 тонн судака. Вдумайтесь в эти цифры! Авторы строительства порта в лимане не хотят принимать во внимание, или не знают, что Ахтарский лиман является тем «приемным покоем», через который весной спешат на нерест миллионные косяки тарани, судака, шемаи и других полупроходных видов рыб, идущих к местам продолжения рода. После нереста они скатываются по тому же пути для нагула в богатые кормом, прогретые солнцем теплые воды Азова. Местные рыбаки и охотники знают, что Ахтарский лиман - это развилка – перекресток, ведущий через гирла Греково и Крутобережное в лиманы Красный, Дранный, Грузкой, Бойкиевский; через Садковское гирло – в лиманы Безымянные, Крапивкиевский, Рясный; через Ново-Чапаевское гирло - в огромные (более 10 тыс. га) Кирпильский, Орлиный, Золотой; через рыбоходный канал Восточно-Ахтарского нерестово- вырастного хозяйства - в лиманы Чумяный, Скелеватый, Комковатый. Сам Ахтарский лиман с прилегающим к нему лиманом Широким являются также местом нереста и нагула всех вышеназванных рыб. Мало кто знает, что ещё совсем недавно этот уникальный лиман использовался как адаптационный водоем для выпуска молоди осетровых в Азовское море. Именно в месте предполагаемого размещения порта с его нефтяным терминалом осетровые рыбозаводы Кубани в ночное время (самое благоприятное время, чтобы чайки и бакланы не видели) производили выпуск сотен тысяч мальков осетра и севрюги для пополнения рыбных запасов Азовского моря. Ещё совсем недавно глава района говорил об идеи размещения в этом месте осетрового рыборазводного завода. И это вполне вписывается в экосистему и стоит скорейшей реализации. И вот, что по этому поводу сказано в Программе социально-экономического развития Краснодарского края на 2003-2008 годы, утвержденной Законом КК № 617-КЗ ещё в 2003 году: «В ряду важнейших экологических проблем стоят восстановление и повышение рыбопродуктивности Азовского моря. В 80-е годы до 60 процентов уловов рыбы в Азовском море составляли ценные виды - осетр, судак, лещ и другие. Для увеличения выпуска рыбной молоди необходимо провести реконструкцию рыбоводных заводов, построенных в 60 - 70-е годы». И край нам помогает в этом важном деле: в 2005 году из краевого бюджета на проектно-сметную документацию работ по расчистке рыбоходных каналов Ахтарско-Гривенской системы выделено и использовано 800 тыс. рублей. Не осталось в стороне и федеральное Правительство. В Федеральной программе «Юг России», утвержденной постановлением Правительства РФ № 581 от 08.08.2001г., в разделе «Использование биоресурсов Азовского моря» записано: «К ряду важнейших экологических проблем, требующих безотлагательного решения, следует отнести проблему реабилитации Азовского моря, восстановления и повышения его рыбопродуктивности, рационального, экологически безопасного и экономически обоснованного использования его рыбных запасов, биопродуктивного потенциала и рекреационных возможностей». Все, от Москвы до самых до окраин, обеспокоены состоянием рыбных запасов и экологии Азовского моря, только не авторы вышеназванного «проекта века». Намек участников «круглого стола» о том, что рыбы не стало и поэтому не стоит церемониться с лиманом, совершенно кощунственен, т.к. отсутствие зверей в лесу ещё не причина для вырубки последнего. И вместо того, чтобы создавать условия для размножения и благополучного обитания рыбы, авторы собираются разместить объект, строительство и функционирование которого уничтожит и рыбу, и само нерестилище. Что же будет представлять собой будущий порт? Согласно «Основных данных морского перегрузочного комплекса», подготовленных главным инженером проекта института Новоморниипроект Казачинским Ю.С. по заказу ЗАО «Киото-порт», предполагается переваливать в год через его причалы 5 млн. 400 тыс. тонн различных грузов. Из них: 3 млн. 400 тыс. тонн навалочных, в том числе: зерно - 500 тыс. тонн, инертные материалы – 1500 тыс. тонн, уголь – 1400 тыс. тонн; нефтепродукты – 1 млн. 200 тыс. тонн, остальное – генеральные грузы и автотехника - 800 тыс. тонн. Чтобы представить объем грузового потока, сделаем простые арифметические вычисления – разделим годовой грузооборот на грузоподъемность ж.д. вагона - 60 тонн и количество дней в году. В результате получаем, что в сутки должно быть обработано на площадке будущего порта 246 железнодорожных вагонов. Если перевести на грузовики, то более 700 единиц автомобилей КАМАЗ с прицепом! И это без учета штормовых дней, выходных и праздников. Это ежесуточно!!! Как видите, нагрузка на экосистему Ахтарского лимана и Соляных озер просто недопустимая! Стоит напомнить, что Ахтарский лиман и прилегающие к нему Соленые озера (когда-то наши предки в них «гребли» соль, заготавливали до 600 тысяч пудов (авт.) являются местом обитания многих тысяч водоплавающих птиц. Это: лысуха и кряква, гусь, лебедь, бакланы, пеликан, белая и серая цапли, многие виды куличковых и др. Встречаются здесь енот, ондатра и даже дикий кабан. Именно в этой зоне, слетаясь с прилегающих лиманов и плесов, утка, лысуха, гусь отсиживаются в охотничий период, отдыхая от ружейной канонады. Вспомните, какой восторг вы испытывали, когда останавливались по пути в знаменитый на всю страну хутор Садки, чтобы полюбоваться сотнями белых лебедей, присевших на Соленые озера подкрепиться во время весеннего перелёта. И вот авторами проекта именно через Соленые озера предложено провести шоссейную дорогу и нефтепровод, использовать существующую ветку железной дороги. Представьте себе, вся эта армада тепловозов, автомобилей, портовых судов гремит, коптит, трясется и гудит в зоне покоя и гнездования дичи, которой является 2-х километровая полоса Соленых озер, прилегающих к городу. О месторождении лечебных грязей Два года назад Совет депутатов района выделил 2 миллиона рублей на разведку запасов лечебных грязей. Именно в Соленых озерах и Ахтарском лимане, в районе строительства порта, подъездных железнодорожных путей, автомагистрали и рытья подходного канала, разведаны запасы лечебных грязей. Карты залегания этих грязей имеются в администрации района, копии - в Совете депутатов. Месторождение уникальное. Запасы лечебных грязей бесценны. Они складывались в течение сотен тысяч лет. Вот выдержки из «Бальнеологического заключения о свойствах грязей Ахтарского лимана и Ахтарских солёных озер», сделанное Пятигорским государственным научно-исследовательским институтом курортологии 22.02.2007 года и подписанное старшим научным сотрудником, кандидатом химических наук С.Р. Даниловым, каандидатом фармацевтических наук Л.Б. Мальчуковским и научным сотрудником А.В. Щелкуновым: «Грязевые отложения Ахтарского лимана и Ахтарских солёных озер характеризуются как иловые, слабосульфидные… и приближаются по своему составу и свойствам к лечебным иловым сульфидным грязям Палкинского месторождения… На основании полученных и представленных данных исследования проб грязей можно заключить, что отложения пелоидов Ахтарского месторождения (лиман и озёра) не содержат каких-либо вредных и токсичных веществ (пока ещё! (авт.), тяжелых и радиоактивных металлов в количествах, превышающих ПДК (предельно допустимой концентрации (авт.), для природных субстратов… Грязи могут применяться в лечебно-профилактических целях, в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями. Наличие гаммы природных биологически активных веществ - сероводорода, липидов, каротиноидов, гуминовых кислот, микроэлементов – существенно расширяет возможности лечебного использования грязей. Для наружного применения пелоиды месторождения могут использоваться в виде общих и местных аппликаций, грязеразводных ванн, суспензий, обертываний, а также в сочетании с физиотерапевтическими процедурами (гальвано-грязь, электрофорез грязевого раствора) в форме бальнеологических и косметических средств». А вот выдержки из «Медицинского заключения о лечебном применении иловых грязей из участков Ахтарского лимана и Ахтарских Солёных озер», подготовленного вышеназванными сотрудниками Мальчуковским, Щелкуновым в сотрудничестве с кандидатом медицинских наук Е.Ф. Кульбековым: «…Важнейшими факторами, усиливающими терапевтический эффект и результативность лечения, являются пластичность грязи, хорошая влагоёмкость, малая теплопроводность, низкая конвекция тепла и адсорбционная способность. Эти свойства дают возможность подогревать грязь до терапевтических температур (36-42 град.), что способствует не только глубокому прогреванию тканей и органов, лежащих под грязевой аппликацией, но и проникновению в организм через неповрежденную кожу газов, некоторых солевых ионов и микроэлементов, содержащихся в грязевом растворе. Некоторые показания: хронические заболевания опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы, центральной нервной системы, пищеварительных органов, кожных покровов, женских половых органов воспалительного и функционального характера, хронические заболевания и нарушения обмена веществ, болезни периферических кровеносных сосудов…» Перечень болезней занимает более двух страниц убористого текста! И все эти целебные грязи «Киото-порт» намерился превратить в мутный ил и придорожную пыль? О правовой стороне вопроса Кто позволил привязку этого проекта в особо охраняемой природной территории, к которой, согласно ст. 96 Земельного кодекса, и относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в том числе и месторождения лечебных грязей? Разве заместитель начальника территориального отдела Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Ш.Ш. Гатин и главный архитектор района Т.П. Парфенова, давая заключение о месте размещения объекта строительства, не знали об этом? Разве они не знали, что, согласно постановлению главы края № 332 от 7 августа 1997 года (в редакции 17.08.06), город Приморско-Ахтарск и Ясенская коса признаны курортами местного значения. А, согласно Закону Краснодарского края № 41-КЗ от 07.08.1996 г. (и аналогичному федеральному закону), все курортные местности, в т.ч. и месторождения лечебных грязей, в целях их сохранения, в границах санитарных и горно-санитарных зон имеют особый режим хозяйствования, который не допускает хозяйственную деятельность, могущую нанести ущерб лечебным ресурсам. Так, например, в первой зоне охраны разведанных нами грязей разрешается только научная деятельность, направленная на изучение и использование этих грязей. А мы на месторождение – «ба-бах!» - порт с нефтяным причалом!!! А ведь за эти «заключения» придется отвечать перед Законом. Государство лечебными ресурсами не разбрасывается, и их защищает Закон! О вкладе в развитие курорта Я приведу лишь несколько цифр, характеризующих вклад районного и краевого бюджетов в развитие и становление нашего города как курорта: - на сбор и систематизацию геологической, экологической информации по лечебным грязям; на определение и обоснование количества и месторасположения точек отбора проб, организацию проведения отбора проб донных отложений (грязей) с фиксацией донных ландшафтов и оценкой физико-химических параметров уже истрачено 1 млн. 860 тыс. рублей; - на разработку проекта округов горно-санитарной охраны курорта Приморско-Ахтарск и Ясенской косы израсходовано 487 тыс. рублей; - на участие в международных форумах с целью продвижения курорта – 540 тыс. рублей; - на информационно-рекламные материалы – 138 тыс. рублей; - на разработку проекта реконструкции пляжной зоны от х. Морозовского до мола судоверфи – 1 млн. 192 тыс. рублей. Затраты на развитие курорта и использования лечебных грязей планируются и в дальнейшем. О режиме течений Ахтарского залива Не могу не остановиться на гидрологическом режиме Ахтарского залива, где на восточном берегу и расположен наш уютный городок, власти которого делают всё, чтобы подтвердить статус города-курорта. Многочисленные лиманы Ахтарско-Гривенской системы, питающиеся степными речушками, сбрасывают свои воды через систему гирл (каналов, соединяющих лиманы) в Ахтарский лиман. Любой охотник и рыболов знают, что пресная лиманная вода движется в сторону Ахтарского лимана, а затем, наполнив его, омывает городские пляжи. Течение с юга на север (от хутора Садки к городу Приморско-Ахтарску) обусловлено подпором пресных вод и особенно усиливается при восточных и северо-восточных ветрах, которые преобладают в «розе ветров» нашего города и вызывают понижение уровня воды в морской части Ахтарского залива. В этом любой из нас может убедиться: достаточно лишь взглянуть на огромное количество лиманных водорослей (рогоз, зоостера и др.) на наших пляжах. В этом можно убедиться, если взглянуть и на ил, вынесенный течением от мола судоверфи на улицы Чернецкого, Зоненко, 4-го Ахтарского полка. И это результат дноуглубительных работ ЗАО «Ахтарская судоверфь». Только в редкие дни нагонных ветров (1-2 раза за год) течение меняет свое направление, и начинается подтопление хутора Садки, в том числе и территории, на которой планируется разместить портовые терминалы. Учитывая перечень грузов. предполагаемых к перевалке, огромное скопление техники на припортовой территории, последствия этих подтоплений будут просто катастрофичны для сложившейся экосистемы и для курорта. Именно учитывая гидрологический режим, в начале шестидесятых годов прошлого века очистные сооружения «Водоканала» были построены далеко за северной границей города. Люди думали о городе и учитывали специфику течений. Об экологической опасности объекта строительства Даже если представить, что нагонных подтоплений не будет (чего в природе быть не может), все равно в результате деятельности порта образуется огромное количество вредных выбросов в окружающую среду, т.е. в атмосферу, землю и воздух. Стоит процитировать раздел 14 Основных данных перегрузочного комплекса «Влияние предприятия на окружающую среду»: «Проектируемый объект окажет воздействие на состояние атмосферного воздуха, поверхностных вод; при строительстве и эксплуатации его будет образовано некоторое количество отходов... Суммарное количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу в период строительства, может составить сто-двести тонн в пересчёте на годовой выброс. (А ведь грязевое месторождение пока не имеет примесей вредных веществ (авт.) Кроме химического, в период строительства будет действовать шумовой фактор воздействия (в зоне покоя! (авт.), вызванный работой транспорта и строительных механизмов. По временным характеристикам шум является непостоянным, меняющимся во времени. В период строительства, при проведении дноуглубительных работ, будет нанесен ущерб рыбному хозяйству: от гибели икры и ранней молоди рыб до гибели кормовых организмов. Кроме того, произойдет загрязнение воды взвешенными веществами и химическое загрязнение, связанное с перемещением и изъятием донных грунтов, а также, вероятно, захоронением их в подводном отвале. От перечисленных источников будут выделяться загрязняющие вещества: диоксид азота, сажа, диоксид серы, оксид углерода, углеводороды, бензопирен. При перегрузке зерновых (500 тысяч тонн - (авт.) антропогенной нагрузке в штатной ситуации будут подвергаться атмосферный воздух и водная среда. Загрязняющее вещество при перегрузке зерновых – пыль зерновая (код 2937, класс опасности 3)»… Подробнее о загрязняющих веществах в сноске в конце статьи. О техническом состоянии судов и их влиянии на окружающую среду В предпроектном документе невозможно отразить и учесть техническое состояние наших морских судов, осуществляющих перевозку грузов в системе река-море. Я предвижу реплику сторонников строительства по поводу применения самых современных технологий и судов. Напомню, что многим нашим судам запрещён вход в европейские порты по причине их опасного технического состояния и экологического шлейфа, который они за собой оставляют. Как подтверждение моих слов, катастрофа с рядом отечественных судов, произошедшая зимой в Керченском проливе. Это, до какого же состояния можно было эксплуатировать танкер, чтобы носовая часть осталась на плаву на якоре, а кормовая отвалилась и затонула в непосредственной близости!? Напомню, что более 3 тыс. тонн нефти оказалось в воде пролива! Последствия этих катастроф наши рыбаки, ведущие промысел на Ачуевской косе, уже ощутили. Об этом многие молчат, но это факт. Рыба, пораженная нефтью, уже у наших берегов! Авторы проекта не хотят принимать во внимание тот факт, что в случае аварии все судовое топливо, вся товарная нефть под действием течения со стороны х. Садки окажется на городских пляжах, вызовет гибель птиц и рыб не только в Ахтарском лимане, но и в большой части Азовского моря. В связи с этим возникает ряд вопросов: зачем мы обманываем сами себя и на протяжении многих лет выделяем существенные средства для создания курортной привлекательности района, разведываем грязи, запасы минеральных вод? Зачем тысячи наших горожан строят мини-гостиницы, кафе, благоустраивают дворы, готовясь к приему отдыхающих? В конце концов, зачем мы благоустраиваем набережную и приглашаем немецких инвесторов строить элитную «немецкую деревню» на мысе Любви, размещаем в Интернете «инвестиционные площадки», зазывая инвесторов вкладывать деньги? Ведь иностранцы, узнав об этой идее, сбегут куда дальше! О месте размещения порта Скажу, что согласно «Декларации о намерениях» предусматривается использование судов различных проектов с осадкой от 5,5 до 2,5 метров, в том числе и танкеров. А это повлечёт за собой строительство канала до 6 метров глубиной и до 14 км протяженностью! При последнем ремонте подходного канала к нашему рыбпортпункту ещё советские специалисты, не развращенные взятками и ложью, в своем проекте записали: «Глубины канала выше 3,5 метров усилят заносимость канала, это увеличит расходы на его содержание, поэтому увеличение глубины считаем нецелесообразным». А ведь когда районные депутаты, утверждая генеральный план города, спросили у районного архитектора, где предусмотрена площадка для строительства порта, ответ был однозначен - за северной границей города, за маяком. Это место было выбрано неслучайно. Ещё в далеком 1992 году администрация города в лице главы В.Г. Шиневского заказала в московском проектном институте «Союзморниипроект» техническое обоснование строительства порта в г. Приморско-Ахтарске грузооборотом в 2-2,5 млн. тонн. При этом, понимая уникальность нашего природного комплекса, сразу оговорила, что никаких нефтяных терминалов не предусматривать. В этих разработках институт предложил три варианта размещения площадки будущего порта: в районе балки Шамрайки (между турбазой и очистными сооружениями); на север за очистными сооружениями МУП «Водоканал» и в районе Ахтарского маяка. Учитывая вопросы экологической безопасности курорта, перспективу развития города, остановились на варианте – за Ахтарским маяком. Оставалось подыскать инвестора. Документы с этими вариантами много лет хранились у главы района и в архитектуре. В феврале 2007 года глава района и я - автор этих строк, подписали письмо на имя руководителя фирмы «Век», занимающейся поиском инвестора для строительства порта. В нем сообщалось: «…Мы с пониманием относимся к трудностям, стоящим на пути поиска инвесторов, но надеемся, что наши с вами совместные поиски увенчаются успехом, и порт будет построен… Кроме того, администрацией района зарезервирован земельный участок площадью 92,5 га для строительства порта». Имелся в виду земельный участок за северной границей города. Место для строительства вполне подходящее и имеет ряд серьёзных преимуществ перед тем, которое приглянулось инвестору в лице ЗАО «Киото-порт». Во-первых, при эксплуатации порта в случае техногенной аварии (утечки судового топлива в порту, при морских авариях), несанкционированного сброса фекальных вод из судовых систем в ночное время, смыва с территории во время ливней, все вредные для окружающей среды вещества, влекомые течением из Ахтарского лимана, не попадут на наши пляжи и нерестилища. Эксплуатация порта и подходного канала не окажет отрицательного влияния на месторождение лечебных грязей. Во-вторых, нет необходимости строить и содержать многокилометровый подходной канал, т.к. расстояние до 5-метровой изобаты (линии равных глубин) от маяка составляет чуть более 5 км вместо 14 км из Ахтарского лимана. Это сократит многие сотни миллионов средств федерального, краевого и местного бюджетов, т.к. строительство канала, автодороги и железнодорожых путей, со слов руководителя департамента транспорта Г.Н. Минаева, предполагается финансировать тремя уровнями бюджетов: 75% - федерального, 20% - краевого, 5% - местного. Судам, заходящим в порт, не придётся двигаться по мелководному Ахтарскому лиману, поднимая винтами донный ил (лечебную грязь!), который, попадая на икринки и в жабры рыб, убивает их. А таких заходов и выходов за год ожидается около 3,5 тысяч! В-третьих, в районе маяка значительно быстрее происходит очистка моря ото льда. Если в Ахтарском лимане лед толще из-за низкой солености и «уходит» из лимана только при очень сильных (но редких) ветрах южного направления, то район маяка лед покидает даже при слабом восточном или северо-восточном (доминирующем в «розе») ветре. А это позволяет снизить расходы на проводку судов. Депутат районного Совета, мой коллега по первому избирательному округу Я.Р. Пархоменко, являясь представителем ЗАО «Киото-порт» в районе, говорит о том, что высокий берег в районе маяка делает невозможным спуск железной дороги к уровню причала, что это технически очень сложно и дорого. Я понимаю, что Ян Рудольфович - заинтересованная сторона в сравнительно дешевом проекте. Зачем, например, инвестору выкладывать деньги на строительство волнозащиты в районе маяка, на этом сооружении легко можно сэкономить, если перенести площадку в Ахтарский лиман. Там вообще, как у Бога за пазухой - полностью защищенная акватория: с севера существующим рыбным портом, молом судоверфи; с юга и запада - лиманами и Ачуевской косой, и рыть канал в илисто-песчанном грунте значительно проще: не надо применять дорогостоящих землечерпалок – достаточно простых земснарядов. Вот почему так хочется в лиман. А если допустить ещё одну бредовую идею – построить подходной канал на запад через Ачуевскую косу, то экономия будет ещё больше. Во размах, во полет мысли!!! Авторы переброски северных рек позавидуют! Сторонники размещения порта в лимане придумывают различные поводы, чтобы не рассматривать другой (северный) вариант: это удорожание, невозможность перевести земли сельхозназначения в категорию земель промышленности и транспорта, обязательный выкуп земли у собственников и т.д. Замечу, что земли в районе маяка принадлежат государству и находятся в аренде у сельхозпроизводителей. Не надо пугать неосведомленных во многих тонкостях горожан, что мы отстанем на 20 лет в своем развитии. Не желают эти инвесторы строить на наших условиях – построят другие. Условия строительства и выбора места диктуем мы, и мы не должны идти на поводу у инвесторов, предлагающих дешевые и губительные для природы и города проекты. Даже если инвестор соблюдет все нормы и построит порт в лимане, всё равно «продукты» его жизнедеятельности будут ежедневно на наших пляжах. Заключение Дешевых и экологически чистых проектов не бывает и быть не может по определению. За всё надо платить. И если у инвестора на это нет средств, то значит, это не наш инвестор. Почему мы должны следовать за его прихотью – строить только в Ахтарском лимане? Должны рассматриваться различные варианты расположения порта, но исключающие его расположение в санитарных и горно-санитарных зонах курорта. Последнее же слово за городскими депутатами. Они должны руководствоваться не страхом перед высоким начальством, а своей совестью, интересами наших жителей и, конечно, Законом. Пока же я сравниваю данный проект как предложение строительства автопарка в помещении родильного отделения районной больницы. И закончу категорично: размещение порта в Ахтарском лимане не только безумно, но и преступно. Надо вещи называть своими именами. Преступно по отношению к нашей малой Родине, к нашей уникальной природе, к нашему неповторимому городку, противоречит политике развития курорта и сохранения уникальной природной среды, которая привлекает на наши берега сотни тысяч российских граждан. Это противоречит государственной политике сохранения Азова и развития курортов Это противоречит Закону! Можно подолгу рассказывать молодежи о любви к малой Родине, природе, о патриотизме, можно завесить весь город растяжками «Я люблю родной город», «Мой город сердцу дорог». Но судят о нас не по плакатам и призывам, а по делам нашим. Наступил момент принятия решений для всех нас. Я приглашаю принять участие в обсуждении этого серьёзного вопроса, могущего иметь необратимые последствия для всех нас, депутатов города и района, представителей политических партий, общественных организаций, почетных жителей города, специалистов-экологов, журналистов. Окончательное решение должно быть взвешенным, с обязательным учётом мнения населения и в рамках Закона. А.Г. Бирюков, председатель Совета муниципального образования Приморско-Ахтарский район, старший капитан рыбпортнадзора (1981-1992г.г.), штурман дальнего плавания (1972-78г.г.). Диоксид азота- яд, сильно раздражает и вызывает воспаление глаз, сильный кашель, ослабляет внимание. Диоксид серы – в комбинации со взвешенными частицами и влагой оказывает наиболее вредное воздействие на человека и живые организмы, поражает листья растений, вызывает затруднение дыхания и болезни легких. Оксид углерода – проникает в кровь через дыхательные пути, образует с гемоглобином крови прочное соединение – карбоксигемоглобин, вызывает отравление организма. Углеводороды способствуют росту заболеваний раком бронхов и лёгких. Бензопирен – широко распространенное канцерогенное вещество, присутствующее в газообразных отходах промышленности, выхлопах автомобилей и т.д. (Химическая энциклопедия)
|