Среда, 01-Май-2024, 10:30
Облако ссылок
РЕКЛАМА
Рыбалка круглый год
Рыбалка круглый год
Ресторан доставки "Pikachu" паназиатская кухня Pikachu
САЛОН КРАСОТЫ "КЛЕОПАТРА"kleo
Косметологический кабинет стоматологической клиники доктора Переведенцева Т. 8-909-458-76-65
Кафе"АКВАРИУМ" Т. 8-918-955-23-13 стол заказов Аквариум
Профессиональный ремонт компьютеров и ноутбуков Т. 8-918-378-24-24.
Друзья сайта
Форма входа
Телепрограмма
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
PR-CY.ru
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2009 » Май » 21 » ГАЗЕТА №38, 13 мая 2009 года
16:12
ГАЗЕТА №38, 13 мая 2009 года
Воин Великой Отечественной
Воздушный боец
В июле 1943 года на аэродроме Сейма Горьковской области в полк прибыл летчик, младший лейтенант Ничипуренко. И сразу непредвиденный казус. В полете на самолете, после «переворота», в момент дачи газа, отказал мотор. Несмотря на сложность обстановки, летчик не растерялся, принял правильное решение и, умело спланировав, произвел посадку с отказавшим мотором на своем аэродроме, за что в приказе по полку ему была объявлена благодарность. - Когда я приземлился, - вспоминает Иван Филиппович, - первыми подъехали полковник Катичев, заместитель командующего ВВС Московского военного округа, и командир 1-й авиаэскадрильи старший лейтенант Мещеряков. Заместитель командующего, поблагодарив за посадку и сохраненный самолет, сказал: «Запомни сегодняшнее число и отмечай его, как второй день рождения». Это было 4 июля 1943 года. Вскоре, перебазировавшись на Юго-Западный фронт, личный состав полка с аэродрома Сватово начал бои за освобождение левобережной Украины от немецко-фашистских захватчиков. 16 августа 1943 года летчик Иван Ничипуренко совершил свой первый боевой вылет в составе восьмерки ЛА-5. Они сопровождали группу штурмовиков ИЛ-2, которая должна была нанести мощный удар по вражескому аэродрому. Истребители противника направили свой удар на штурмовиков. Но при каждой попытке получали жестокий отпор со стороны наших истребителей. Они пытались изменить тактику и атаковать ИЛ-2 с бреющего полета снизу, но это им не удавалось. Группа прикрытия вела тяжелый бой, сковывая основные силы противника, все время оттягивая их к линии фронта. Бой длился полчаса. Но вот и Северский Донец. Линия фронта показалась на горизонте. Там патрулировали наши истребители. «Мессеры» сразу же прекратили атаки, и ушли восвояси, а наши штурмовики и истребители вернулись на свою базу. В этом бою молодой летчик Иван Ничипуренко с честью выдержал экзамен на боевую зрелость. Первый бой для летчика самый трудный, и он навсегда остается в памяти и на всю жизнь. Потом будет второй, третий бой, ведь до Победы было еще так далеко. Самым крупным воздушным боем, в котором сражался Иван Ничипуренко, был воздушный бой 18 августа 1943 года во время пребывания полка на 3-м Украинском фронте. Противник в этом бою потерял одиннадцать бомбардировщиков и два истребителя. Наши летчики были в большинстве своем молодыми, не имеющими опыта, но они успешно выполняли поставленные задачи. В этом бою не обошлось без потерь и с нашей стороны. Четыре летчика не вернулись с боевого задания. Когда в нашем разговоре речь рассказчика доходила до упоминания о погибших боевых друзьях, он замолкал на некоторое время. И, мне кажется, что, несмотря на то, что прошло столько времени, он снова и снова переживает боль утраты своих боевых друзей. Боевое товарищество во время войны у летчиков – дело святое. «Сам погибай, а товарища спасай» - под таким девизом воевали наши летчики. Вспоминая воздушные бои, своих боевых друзей, оставшихся в живых и погибших в боях, он говорил о них с любовью и теплотой. Я попросил своего собеседника рассказать о воздушном бое, который ему запомнился на всю оставшуюся жизнь. И вот, что я услышал о тяжелом, полном драматизма воздушном бое. Иван Филиппович задумался, вспоминая, и начал так: - Тот тяжелый воздушный бой произошел, как сейчас помню, 27 сентября 1943 года южнее Днепропетровска, когда я в составе четверки прикрывал переправу и захваченный пехотинцами плацдарм на правом берегу Днепра. Мы вступили в бой с шестью вражескими истребителями МЕ-109Ф, а чуть позже появилось еще четыре ФВ-109. С первой атаки с короткой дистанции сбиваю «мессершмитт», но в эти же секунды был сбит и мой ведомый - младший лейтенант Павел Басакин. В круговерти воздушного боя два «мессера» взяли в «клещи» самолет командира эскадрильи, и я метнулся его выручать. До «мессеров» было метров 250, и они вот-вот откроют огонь по командиру. Даю длинную упреждающую очередь, и ведущий МЕ-109Ф, увидев трассу, резко ушел вниз. За ним последовал и второй фашист. Но в этот миг в мотор моего самолета угодили вражеские снаряды. За время воздушного боя мы сместились на территорию, занятую врагом. Высота 4000 метров. Мотор моего самолета не тянет, и я со снижением ухожу на свою территорию. «Мессера» не преследуют, но справа и выше я заметил четыре «фокке-вульфа», одна пара стала меня атаковать. Маневрируя со снижением, не даю противнику вести прицельный огонь. Отвернувшись от одной, я попал под огонь второй пары. И вдруг - треск! Один снаряд разорвался в носовой части самолета, второй срубил хвост. Я прыгаю с парашютом, а сам думаю: «Не торопись, Иван, лети затяжным». Но рука, помимо моей воли, рванула вытяжное кольцо. Истребители врагов обстреливают меня на парашюте, но мимо. Прикинулся убитым. Фашисты отстали. До Днепра метров 600, высота – около 1000 метров. В это время вражеские зенитки открыли огонь по мне, в парашюте образовалась дыра. Все это увидел командир эскадрильи, и, прикрывая меня - своего друга, пикированием, атаковал зенитки. Батарея замолчала. Прикрывал он меня до самого приземления. Счастье, что сильный ветер дул с запада на восток и я, пролетев над Днепром, приземлился на самом краю его восточного берега. К вечеру меня доставили на самолете ПО-2 на аэродром базирования полка – в Васильевку, а затем - семимесячное лечение в госпитале. У меня на левой руке, как ножом, отхватило большой палец. После лечения я вернулся в родной полк с твердым намерением летать на истребителе. И только умолив членов медицинской комиссии, я вновь оказался в кабине ЛА-5. Мой друг Мещеряков был безмерно рад, когда члены комиссии, поняв душу летчика, разрешили летать. Мы с другом продолжали воевать в небе над Прибалтикой и Восточной Пруссией. После тяжелых боев наши войска штурмом овладели городом-крепостью Кенигсбергом. Для личного состава Рижского, ордена Суворова 161-го истребительского авиационного полка эти апрельские сражения оказались последними перед Великой Победой. Наш 161-й истребительский полк закончил боевые действия 25 апреля 1945 года. За время Великой Отечественной войны полк произвел 5943 боевых вылетов, провел 710 воздушных боев, в которых было сбито 246 самолетов противника, уничтожено 594 автомашины с войсками и грузом. В полку один Герой Советского Союза, четыре кавалера ордена Ленина, шестьдесят три - ордена Красного Знамени, три - ордена Александра Невского, сорок восемь заслужили орден Отечественной войны, сто семьдесят три - орден Красной Звезды. Этими последними словами Иван Филиппович закончил свой рассказ. После войны он продолжал служить в Военно-Воздушных Силах командиром полка. Ушел в отставку в звании полковника, вернулся в Приморско-Ахтарск, где работал в должности заместителя начальника автошколы. Принимал активное участие в работе районного Совета ветеранов. Он замечательно рисует, живописью занимается всю жизнь. В апреле герой войны, боевой летчик И.Ф. Ничипуренко отметил 85-летний юбилей. Мы все сердечно поздравляем его с этим юбилеем, желаем крепкого здоровья, долгих лет жизни, чуткости и заботы со стороны близких. …Я тоже летчик-истребитель и знаю, что Ивану Филипповичу стоило покинуть неуправляемый самолет, который атакуют враги. Мне в моей летной жизни приходилось покидать горящий неуправляемый самолет, но у нас было катапультируемое сидение, а он должен был самостоятельно выбраться из самолета. Он был трижды ранен и возвращался снова в строй. Мне знакомо и это. И я вспомнил, как мне, после пяти переломов ноги, пришлось заново учиться ходить и через шесть месяцев «воевать» с врачами в Москве, чтобы допустили к полетам. И я победил врачей. Мне знакомо и чувство твоей радости, Иван Филиппович, когда ты оказался снова в кабине своего любимого «Лавочкина», а я - в кабине боевого «Яка». От себя мне хотелось сказать следующее. Иван Филиппович Ничипуренко – смелый и отважный летчик, грудь которого украшают шесть боевых орденов: 3 ордена Красной Звезды, 2 ордена Великой Отечественной войны, орден Красного Знамени, медали «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией» и другие юбилейные медали. За время боевых действий он лично сбил 11 самолетов противника в воздушном бою. Войну закончил в должности командира авиаэскадрильи. Я горжусь тем, что меня учили летать, воспитывали в училище и в боевых полках командиры военного поколения. И я всегда с благодарностью вспоминаю их. Дорогой Иван Филиппович, дорогой мой командир, я люблю тебя и горжусь тобой! Станислав Косенко, председатель районного Совета ветеранов. Достоверность всех фактов подтверждается воспоминаниями летчиков-фронтовиков 161-го полка в книге Н.Н. Демьянова «До последнего патрона».
Просмотров: 433 | Добавил: atv | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Газета онлайн
Случайные статьи
Операция «Контрафакт»
Больше кубанского колорита!
Пенсионеры сели за компьютеры
С рождеством христовым!
Заслуженные награды
Реклама



Облако Фотографий


Copyright MyCorp © 2024