Воскресенье, 05-Май-2024, 23:56
Облако ссылок
РЕКЛАМА
Рыбалка круглый год
Рыбалка круглый год
Ресторан доставки "Pikachu" паназиатская кухня Pikachu
САЛОН КРАСОТЫ "КЛЕОПАТРА"kleo
Косметологический кабинет стоматологической клиники доктора Переведенцева Т. 8-909-458-76-65
Кафе"АКВАРИУМ" Т. 8-918-955-23-13 стол заказов Аквариум
Профессиональный ремонт компьютеров и ноутбуков Т. 8-918-378-24-24.
Друзья сайта
Форма входа
Телепрограмма
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
PR-CY.ru
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2007 » Май » 11 » ВОЙНОЙ ОПАЛЕННАЯ ЮНОСТЬ...
12:58
ВОЙНОЙ ОПАЛЕННАЯ ЮНОСТЬ...
ОЛЬГА ПОКОС

Пролог
Панариных в нашем районе много. Еще больше их в Ейске, других приморских городах и станицах Кубани. Как свидетельствуют архивные материалы, их предки - Панарини в поисках лучшей доли, в начале 20 века, переселялись на южные окраины России и семьями оседали на Азовском и Черноморском побережьях. Так образовались целые поселения итальянцев в России.
Сколько времени утекло с тех пор. И разное оно было, это время: с гонениями на людей и, особенно, на иностранцев. Чтобы быть подальше от беды, постепенно, уже совсем обрусевшие Панарини стали Панариными.
В 1912 году переехала из Италии на кубанские земли семья Семена Панарини с двумя сыновьями. Один из них - тоже Семен, поселился в хуторке за станицей Бородинской, от которого уже и названия не осталось. В семье было восемь детей. Крепко работал Семен Панарин, чтобы прокормить большую семью. Подрастающие дети расселились по всей Кубани. Один из сыновей - Савелий остался в хуторе, женился на кубанской дивчине Татьяне. Как и родители, работали они в местном колхозе «8 Марта». В 1927 году родился у них сын Евгений, а через семь лет второй - Борис.
Времена перед войной были особенно трудные. Неизвестно за какую провинность переселили всех Панариных в станицу Приморско-Ахтарскую. С трудом построили Савелий с Татьяной на окраине Ахтарей саманную хату, теперь это улица Дальневосточная. Продолжали трудиться и детей учить. Все надеялись: подрастут ребята, на ноги встанут, жизнь станет легче. Но...
Как и у миллионов других семей все мечты переломала нежданно-негаданно грянувшая война. Как вспоминают старожилы, тогдашний июнь на Кубани был по-настоящему летним, с обильными теплыми грозовыми дождями. Все вокруг буйно зеленело и цвело. В цветах утопала вся станица, от чего еще уютнее выглядели чисто побеленные хаты. И сжималось сердце от мысли, что может прийти враг и разрушить всю идиллию и красоту мирной жизни. И один за другим уходили ахтарские мужчины на фронт. В числе первых мобилизовали и Савелия. Татьяна Васильевна осталась с двумя сыновьями и, как могла, старалась их уберечь от всякой беды. А она, эта беда, уже нависла над станицей. Все чаще были бомбежки, и все ближе к ахтарскому порогу подходил враг.

ВОЙНЫ ХВАТИЛО И МАЛЬЧИШКАМ
Тринадцатилетний Женька как раз в 41-м окончил 7 классов. Когда отец ушел на фронт, в семье остался старшим. Во всем старался помогать матери, смотрел за младшим Борькой. Как сейчас помнит тот день, когда в станицу вооруженные до зубов и с бравым видом входили немцы и румыны. Страха у таких же, как он, мальчишек, не было - только ненависть, и еще безудержное желание убежать на войну - бить фашистов.
Многие ахтарцы во время оккупации покинули станицу. Панариным бежать было некуда. В голоде и холоде переживали «новый порядок». В памяти братьев остались горькие страницы того времени. Вспоминали, как оккупанты свозили кучи ворованных у населения кур и заставляли детей чистить от перьев окровавленную птицу.
И не было большего счастья, когда в феврале 43-го станица вздохнула свободно. Боря снова пошел в школу, а Евгений все рвался на фронт и дождался своей очереди: в 44-м пришла повестка. Семнадцатилетнего паренька вместе с большой группой ахтарских новобранцев на станции Ахтари под звуки духового оркестра родные и друзья провожали на войну. Это был последний военный призыв в годы Великой Отечественной. Вместе с Евгением Панариным уходили на фронт и его друзья: Иван Косачев, Семен Чистоклетов, Михаил Неведничий. Эшелон держал путь в Западную Украину. Попали в снайперскую роту 120 запасного стрелкового полка 43-й дивизии Первого Украинского фронта. В 20 километрах от города Жолкева тогда шли ожесточенные бои с частями власовцев и украинских националистов. В одном из таких боев погиб лучший друг Сеня Чистоклетов. Там, на Львовщине, он и похоронен. С трудом приходилось выбивать из лесов остатки бандеровцев. В марте 45-го, в одном из боев, добралась пуля и до рядового Панарина. Получил ранение в ногу и руку. Но раны зажили быстро, и снова в строй. Бои все продолжались, и никто еще не знал, что все ближе конец этой страшной и кровопролитной войны.
Но этот день настал. В Жолкеве услышали бойцы 120 стрелкового полка радостное слово - Победа.
- Мне было всего 18. Сразу направили во Львов, а потом четыре года служил в Польше, в батальоне аэродромного обеспечения. После демобилизации поехал в Мурманск к двоюродному брату, он был военным, полковником. Здесь окончил годичные курсы радистов, - продолжал Евгений Савельевич.
... Мы сидели с ветераном на уютной, обставленной комнатными цветами лоджии. Высокий, стройный, не по годам моложавый, с нескрываемым темпераментом в разговоре, Евгений Савельевич выглядел настоящим итальянцем.
- На отца-итальянца похож, а Борис - пошел в мать, кубанскую казачку.
Во время нашей беседы многое помогала вспоминать мужу жена Евгения Савельевича - Надежда Ипполитовна. С Надюшей, как ласкового назвал ее супруг, они познакомились в Мурманске. В 54-м поженились, через год у них родился первенец - Саша. Вскоре они вернулись в город детства и юности Евгения - его родные Ахтари. Евгений Савельевич окончил заочно Краснодарский монтажный техникум, а затем - физмат Кубанского пединститута. Вскоре младший брат пригласил его в город Сосновый Бор Ленинградской области работать в научно-исследовательский технологический институт, где Борис Савельевич возглавлял механический отдел. Е.С. Панарин получил должность инженера-энергетика.
- В закрытом институте проектировались атомные подвольные лодки. Сотрудники нашего отдела разрабатывали электрическую часть будущих субмарин, - пояснил Евгений Савельевич. Через два года Панарины получили 3-комнатную квартиру. Надежда Ипполитовна работала в торговле. Здесь, в Сосновом Бору, у них родился еще один сын-Сергей. Пятнадцать лет Е.С. Панарин всего себя отдавал ответственному делу. В 1988 году ушел на заслуженный отдых. Семья обменяла квартиру и снова переехала в Приморско-Ахтарск.
- Думаю, прожил достойную жизнь. Воевал за Родину, немалая доля моего труда вложена и в укрепление боевой мощи нашей страны. Несколько лет потом поработал на термоплите, от электрика дорос до главного энергетика. Теперь вот живу воспоминаниями о боевой молодости, об интересной работе в НИИ. Радуемся с Надей приезду детей, внуков.
... В сентябре Евгению Савельевичу Панарину, ветерану войны и труда, стукнет уже 80. Боевая и послевоенная служба его длилась 8 лет. За мужество и героизм в боях за освобождение Западной Украины рядовой Панарин награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, другими боевыми наградами. И последующая его жизнь была посвящена укреплению обороноспособности родного Отечества.

КОВАЛ ЯДЕРНЫЙ ЩИТ РОССИИ
С младшим братом Е.С. Панарина - Борисом Савельевичем знакома давно. Большинство приморскоахтарцев знают его как одного из лучших слесарей райгаза, настоящего мастера своего дела. Но мало кому известно, что Борис Панарин четверть века отдал ответственной службе в научно-исследовательском институте закрытого типа. Мы в редакции тоже узнали об этом случайно, из отклика самого Б.С. Панарина на серию статей в газете «АТВ» об ученом с мировым именем Н.Н.Ивановском, с которым Борису Савельевичу не раз приходилось встречаться по роду научной деятельности. Вот тогда и открылись долгие годы секретной работы Б.С. Панарина. Вскоре мы встретились с Борисом Савельевичем, и столько интересного он порассказывал о своей работе в единственном в нашей стране научном учреждении, ведущем разработку современных атомных подводных лодок и имеющим эксперименальную базу по комплексной отработке новых ядерных энергетических установок для АПЛ.
...Борис Панарин учился вместе с братом нашего прославленного земляка - ученого Ивановского - Николаем. После освобождения станицы от оккупантов мальчишки снова сели за парты, с отличными оценками окончили 10-й класс первой школы. Николай Ивановский уехал к брату в Москву, а Борис с двумя товарищами: Толей Лаптевым и Володей Шевченко - в Севастополь. Они поступили в высшее военно-морское училище им. Нахимова. В 57-м Борис получил звание лейтенанта и диплом штурмана торпедных катеров. Несколько лет участвовал вих испытаниях на Черном море. После учебы в Ленинграде на высших офицерских курсах ВМФ его направили на Тихоокеанский флот.
Как вспоминает бывший военный моряк, гвардии - капитан Панарин каждый выход в океан был секретным - проводились первые испытания крылатых ракет. В 1961 году на одном из таких испытаний присутствовал сам Н.С. Хрущев.
- Когда уходил с флота, давал подписку, что язык будет на замке, настолько секретной была наша служба.
Надев штатский костюм, Борис Панарин начал работать слесарем на Ленинградском судостроительном заводе и сразу поступил на третий курс вечернего отделения кораблестроительного института. Работал мастером, пять лет строил атомные подводные лодки второго поколения.
- А потом меня направили в Сосновый Бор в основанный академиком Александровым научно-исследовательский технологический институт. Начинал инженером, затем был старшим инженером и главным механиком стендов закрытого института. НИИ был создан в 62-м году, я пришел в институт в 65-м, был в первой сотне его сотрудников, - рассказывал Б.С. Панарин.
Почти четверть века Борис Савельевич участвовал в создании энергетических ядерных установок современных АПЛ. Работать приходилось в зонах радиационного облучения, поэтому уходили на отдых в 50 лет. Тогда уже не было отца, тяжело болела мать, и Борис Савельевич, оставив квартиру дочери, вернулся с женой в родные Ахтари. Досмотрел маму, на месте родительской хаты своими руками построил добротный дом. И вообще без дела сидеть не мог. Пришел в райгаз.
Директор этого предприятия В.В. Буряк предлагал место инженера, но Борис Савельевич отказался, и проработал 18 лет слесарем внутридомового обслуживания газовых установок.
Общий стаж ветерана труда Б.С.Панарина без малого 50 лет. За семьдесят уже Борису Савельевичу, но выглядит он бодрым и крепким, ведет активный образ жизни. Когда бывает в Санкт-Петербурге, обязательно посещает свой институт, встречается с сослуживцами, хотя из его коллег в НИИ остались единицы.
В честь 40-летия НИТИ в 2002 году Бориса Панарина в числе первых пригласили на юбилейные торжества. Но поехать не пришлось. В подарок коллеги ему прислали уникальное юбилейное издание об истории родного института. Награжден ветеран орденом «За трудовую доблесть»
Вот такие они, скромные в жизни братья Панарины - достойные герои своего времени. И Евгений, и Борис - наши уважаемые земляки, не один десяток лет своей жизни, много сил, знаний и здоровья отдали защите своей Родины и укреплению ее оборонной мощи. Они по праву заслужили большой почет и всеобщее уважение.

Просмотров: 910 | Добавил: atv | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Газета онлайн
Случайные статьи
Тяжело в учении...
Музыка нас достала!
Несчастных случаев стало больше
И кружились в вальсе Наташи Ростовы…
«Я, ты, он, она…» загорелась вдруг вода!
Реклама



Облако Фотографий


Copyright MyCorp © 2024