Пятница, 17-Май-2024, 15:14
Облако ссылок
РЕКЛАМА
Рыбалка круглый год
Рыбалка круглый год
Ресторан доставки "Pikachu" паназиатская кухня Pikachu
САЛОН КРАСОТЫ "КЛЕОПАТРА"kleo
Косметологический кабинет стоматологической клиники доктора Переведенцева Т. 8-909-458-76-65
Кафе"АКВАРИУМ" Т. 8-918-955-23-13 стол заказов Аквариум
Профессиональный ремонт компьютеров и ноутбуков Т. 8-918-378-24-24.
Друзья сайта
Форма входа
Телепрограмма
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
PR-CY.ru
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2007 » Сентябрь » 26 » От станичного порога-к звездам
10:10
От станичного порога-к звездам

В этом году исполнилось 65 лет с того дня, когда летчик-испытатель, капитан Г.Я. Бахчиванджи впервые в истории отечественной авиации поднял в небо самолет с реактивным двигателем. Этот день стал в нашей стране началом новой эры в освоении неба. И первым, кто сумел оседлать огонь и сделать первые решительные шаги на пути к звездам, был уроженец станицы Бриньковской, Герой Советского Союза Григорий Яковлевич Бахчиванджи.
В книге «Золотая слава Кубани» приведены главные сведения о нашем земляке-герое. Родился Григорий Бахчиванджи 20 февраля 1909 года в ст. Бриньковской. Русский. В шестнадцать лет начал работать в литейной мастерской, а затем слесарем на заводе в Мариуполе. В Советской армии с 1931 года. Окончил Оренбургскую школу пилотов в 1934 году. Был летчиком-испытателем в научно-исследовательском институте ВВС. Установил несколько рекордов высоты и скорости полета. На фронте Великой Отечественной войны с июня по август 1941 года летчик-истребитель капитан Бахчиванджи совершил 65 боевых вылетов. Участвовал в обороне Москвы, сбил 5 самолетов противника. С августа 1941 года на летно-испытательной работе. 15 мая 1942 года совершил первый в СССР полет на самолете БИ-1 с жидкостным ракетным двигателем. Погиб 27 марта 1943 года во время очередного испытательного полета. Звание Героя Советского Союза присвоено 28 апреля 1973 года посмертно. Награжден 2 орденами Ленина, медалями.
Похоронен под Свердловском (ныне Екатеринбург), там же герою установлен памятник. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны.
За этими короткими, но впечатляющими биографическими данными видны жизнь и подвиги человека с поистине крылатой душой. И первые шаги по земле перед тем, как уйти в бессмертие, Григорий Бахчиванджи совершил в родной станице Бриньковской. Здесь он навсегда с молоком матери впитал силу ветра, вспенивающего привольные Бейсугские просторы, любовь к бескрайней степи, наполненной терпкими запахами буйных трав, и стремление ввысь, которое пробуждает бездонное звездное небо. Здесь он учился крепко стоять на ногах, верно дружить и упорно идти к своей мечте.
И стойко переносить тяжкие потери. В шесть лет у Григория умерла мама - местная казачка Мария Ефимовна Гречаная. Воспитание сына полностью легло на плечи отца. Яков Бахчиванджи, приглашенный в Бриньковскую купцом Хорошиловым на строительство большой паровой мельницы, работал затем на ней машинистом. Он привил сыну любовь к технике. И когда они перебрались в Ахтари, Гриша уже умело помогал отцу в паровозном депо. Затем его трудовой путь продолжился на заводе в Мариуполе. Наряду с тягой к технике у парня было множество творческих талантов. Он отлично играл на гармошке и мандолине, был душой компании. Не удивительно, что, уйдя на службу в армию, Григорий попросился в самый технически сложный и в тоже время овеянный романтикой род войск - авиацию.
Пройдя курсы, он служил мастером по вооружению самолетов. И все это время крепло желание самому летать. После срочной службы Григорий Бахчиванджи поступает и оканчивает в числе лучших курсантов Оренбургскую военную летную школу. И сразу же направляется для прохождения службы в НИИ ВВС.
Авиация тогда проходила очередной этап становления. На смену летающим «этажеркам» пришли цельнометаллические скоростные и высотные самолеты. Каждый день открывал здесь что-то новое неизведанное. И именно летчики-испытатели стремительно раздвигали пределы возможностей человеческой мысли и техники. В таких условиях от них требовались не только каждодневный героизм, но и особые способности, прекрасное знание новой техники и обостренное чутье, умение предугадать, заглянуть за горизонт текущих событий. Все эти качества блестяще проявил летчик-испытатель Бахчиванджи. К началу Великой Отечественной войны он был уже заслуженным, авторитетным в авиации специалистом. Есть сведения, что сам Сталин лично дал указание о награждении Г.Я. Бахчиванджи орденом Ленина. Григорий Яковлевич был одним из лучших специалистов в стране по высотным полетам.
С началом Великой Отечественной ас Бахчиванджи вместе с товарищами умело громил в небе рвавшихся к Москве фашистских ястребов. Но вскоре его отзывают с фронта для выполнения особо важного задания.
Истекающей кровью на военных фронтах стране как воздух необходима была самая современная боевая техника. Уже летом 1941 года был готов эскизный проект первого реактивного самолета БИ-1. Он был, по сути, пилотируемой крылатой ракетой. Многие опытные летчики с недоверием смотрели на небольшой самолетик без пропеллера, с отверстием в хвосте. Слишком необычным был его вид. А капитан Бахчиванджи сразу же увидел в нем будущее авиации и со всей энергией взялся за решение опасной неизведанной задачи. В тяжелейших условиях военной зимы под руководством конструктора Виктора Болховитинова самолет готовили к первому полету. В одном из стендовых испытаний двигателя произошел взрыв. Г.Я. Бахчиванджи получил тяжелую травму. Однако это не убавило его решимости укротить огнедышащую технику.
И вот 15 мая 1942 года на аэродроме Кольцово, под Свердловском, впервые прозвучала команда «от хвоста». БИ-1 под управлением Г.Я. Бахчиванджи с разворотом набрал высоту и перешел в горизонтальный полет, а затем совершил посадку. В акте государственной комиссии записали, что «полет БИ-1 с ракетным двигателем, впервые примененным в качестве основного, доказал возможность практического осуществления полета на новом принципе, что открывает новое направление в развитии авиации».
Григория Яковлевича радостно приветствовали все участники испытаний. Он же, в кругу товарищей обмолвился, что его погубит этот самолет.
Чего в этом было больше: прозорливого предвидения своей судьбы или предчувствие огромной неизведанной мощи реактивной авиации и опасностей, которые таят в себе новые скорости, мы можем только догадываться.
В любом случае Г.Я. Бахчиванджи с неослабевающей решимостью продолжил испытательные полеты, которые с каждым разом становились все сложнее. В одном из них была достигнута скороподъемность 82 метра в секунду, что в 4 раза превышало возможности лучших истребителей того времени. В седьмом испытательном полете 27 марта 1943 года самолет решили проверить на максимальную скорость. Г.Я. Бахчиванджи на БИ-1 превысил скорость 800 километров в час (мировой рекорд!), но неожиданно самолет перешел в крутое пикирование и разбился...
Комиссия, расследовавшая в то время обстоятельства катастрофы, не смогла установить подлинные ее причины. Лишь годы спустя был установлен эффект затягивания в пикирование на околозвуковых скоростях самолета с прямым крылом. Первые реактивные самолеты, преодолевшие звуковой барьер, были уже со стреловидными крыльями.
С тех пор реактивная авиация ушла неизмеримо далеко. Но мы знаем, что первый шаг на этом славном пути совершил уроженец станицы Бриньковской Григорий Яковлевич Бахчиванджи, своим сердцем и талантом, своей жизнью проложивший вместе с многими такими же героями первопроходцами дорогу к звездным высотам.
В станице Бриньковской бережно хранят и чтут память о своем выдающемся земляке. Его именем названа улица. В станичном музее Г.Я. Бахчиванджи посвящен целый зал. В самом центре Бриньковской возвышается мемориальный комплекс, включающий в себя величественную скульптуру героя и макеты самолетов: легендарного БИ-1 и его мощного потомка МИГ-21. Прекрасно выглядит отреставрированный в этом году парк им. Г.Я. Бахчиванджи.
Со времени открытия первого памятника летчику-испытателю, Герою Советского Союза Г. Я. Бахчиванджи в станице Бриньковской Приморско-Ахтарского района в этом году в сентябре исполнилось 40 лет (1967), о чем сообщает календарь памятных дат краевой библиотеки им. А.С. Пушкина.
В военное время подвиги испытателей новейшей военной техники были засекречены. Но в 1973 году справедливость восторжествовала и Г.Я. Бахчиванджи был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Сегодня широко известны слова первого космонавта планеты Земля Юрия Гагарина: «...без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года».
В эту субботу, 29 сентября, в Бриньковской на станичном празднике будет сказано много высоких и добрых слов в честь Г.Я. Бахчиванджи. Своим подвигом, своим самоотверженным служением Родине он полностью заслужил благодарную память о себе. Замечательный человек, герой - он достойный пример для новых покорителей неба, которые сегодня могут, благодаря подвигам первопроходцев, шагать еще дальше - от родного станичного порога уже до ближайших планет и звезд.
Олег Ефименко.

Сведения для статьи предоставил районный Совет ветеранов.
Просмотров: 727 | Добавил: atv | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Газета онлайн
Случайные статьи
Cессия совета района
«Это большой подарок детям»
Отдых в самом разгаре!
Каравай, каравай, наш рекордный урожай!
Распахнуть удивительный мир
Реклама



Облако Фотографий


Copyright MyCorp © 2024