Четверг, 19-Дек-2024, 00:03
Облако ссылок
РЕКЛАМА
Рыбалка круглый год
Рыбалка круглый год
Ресторан доставки "Pikachu" паназиатская кухня Pikachu
САЛОН КРАСОТЫ "КЛЕОПАТРА"kleo
Косметологический кабинет стоматологической клиники доктора Переведенцева Т. 8-909-458-76-65
Кафе"АКВАРИУМ" Т. 8-918-955-23-13 стол заказов Аквариум
Профессиональный ремонт компьютеров и ноутбуков Т. 8-918-378-24-24.
Друзья сайта
Форма входа
Телепрограмма
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
PR-CY.ru
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2008 » Февраль » 8 » И ВЗВИЛСЯ НАД СТАНИЦЕЙ КРАСНЫЙ ФЛАГ!
15:33
И ВЗВИЛСЯ НАД СТАНИЦЕЙ КРАСНЫЙ ФЛАГ!
7 февраля - 65-я годовщина со дня освобождения района от немецко-фашистских захватчиков

Но этот день - долгожданный, счастливый, со слезами радости на глазах, пришел в истерзанную оккупантами станицу Приморско-Ахтарскую только 7 февряля. А до этого долгих, кажущихся бесконечными, шесть месяцев жизнь местных жителей под гнетом жестокого врага была тяжелой, безрадостной и трагичной.
Вражеская оккупация нашего района началась 11 августа 1942 года. И почти полгода, до 7 февраля 1943-го, приморскоахтарцы и не знали, доживут ли они до светлого дня освобождения.
В преддверии 65-ой годовщины освобождения нашего района от немецко-фашистской оккупации старожилы вспоминают трудные, голодные военные годы, страшный период хозяйничания в нашем районе фашистских захватчиков и светлые, радостные дни, когда над сельсоветами в их станицах снова был поднят красный флаг.
СТАРАЯ ФУФАЙКА НА ВСЕХ...
Когда началась война, степнянской девочке Рае Пивень было 10 лет. Ее родители работали в колхозе. В первые дни мобилизации отца вместе с другими мужчинами - колхозниками призывного возраста забрали на фронт. Вскоре семья получила на своего кормильца похоронку: погиб в боях под Ростовом, в районе Большие Салы. Старшему брату Раи было 13 лет, и он стал считаться в семье за главного.
Всего в семье Пивень было пятеро детей - еще два брата-малолетки и сестра -инвалид. Рая с братом и мамой работали в колхозе.
- Рабочий день в колхозе начинался с восхода солнца и заканчивался летом с его закатом. В то время работали за трудодни, денег и зерна мы не получали, но на обед давали какую-то похлебку. Домашние питались тем, что Бог пошлет: варили разные травы, ели то, что росло на грядке, собирали в плавнях яйца диких птиц. Вскоре самый младший брат умер, а другой, семилетний, ходил на колхозный огород, где выполнял разные мелкие поручения, там и питался. Семейных традиций не было, день рождения ни у кого не отмечался. Из праздников - только Рождество, Пасху и проводы.
В станице в то время не было ни радио, ни электричества. Не имели в годы войны мы и понятия о праздновании 8 Марта. Только после Победы в 1945 году стали отмечать 1 Мая и 7 ноября.
Тяжелыми были военные и послевоенные годы из-за нищеты, голода и болезни мамы. Хорошо, что кто-то сжалился над нами и отдал старую фуфайку, которая была одна на всю семью, да старые, самого большого размера галоши. Если один их надел, то все остальные зимой сидят дома. Соседей навещали босиком по снегу. Хату в морозы топили кураем, камышом, если было кому сходить в плавни и накосить. Семьям, где были мужчины, жилось полегче. После смерти мамы младший брат с сестрой-инвалидом были определены в детский дом. Мне в школу ходить не довелось, было не до учебы.
В военные годы мы трудились наравне со взрослыми. Кто из ребят покрепче - шел за плугом, а мы, дети, были поводырями - вели быков, чтобы они не выходили из борозды. Сеяли зерновые вручную, разбрасывая зерна, а когда появился трактор, на сеялки опять сели подростки. Косами косили зерновые и траву на сено, возили в шарабанах зерно на ток, где на ручных веялках, задыхаясь от пыли, женщины провевали, перелопачивали собранный урожай, чтобы зерно не грелось. Также на быках и лошадях свозили в шарабанах зерно на ссыпной пункт...
- Вот таким были наше детство и юность . Мы помогали старшим безропотно, все понимали, что им тоже трудно, - вспоминает Раиса Васильевна Жлоба (в девичестве Пивень), труженица тыла, жительница Степного сельского поселения.

НАША СЕМЬЯ
ПОДЛЕЖАЛА РАССТРЕЛУ
Маленькой Симе было всего 8 лет, когда началась Великая Отечественная война. Ее отец Аврам Федотович и мама Александра Артемовна работали на Степнянской мельнице. В семье кроме Симы было еще пятеро детей. Жила многодетная, дружная семья Бондаренко в хате при мельнице. В первый же месяц войны отца и старшего брата Якова призвали в армию.
Вот что рассказала о своем суровом детстве и юности труженица тыла, жительница Приазовского сельского поселения Серафима Аврамовна Артеменко ( в девичестве Бондаренко), к сожалению, недавно ушедшая из жизни.
- В военные годы нас, детей, постоянно мучил голод. Мы ели рогоз, кокыш, пастушью сумку и другие травы, собирали колоски на полях, ловили в речке рыбу, а в плавнях, когда случалось, и дичь. Очень плохо было и с одеждой. Я носила платье, сшитое из конопляных мешков, и юбку из плащ-палатки. На ногах были постолы. Чтобы их изготовить, с погибшей лошади снимали кусок кожи, обматывали вокруг ног шерстью внутрь и стягивали шнурком. В такой одежде и обуви я ходила в школу. Учебной доски в классе не было и мы, ученики, царапали свои каракули гвоздем на стене.
Самым трудным был 1942 год, когда немцы заняли нашу станицу Степную. Им стало известно, что наш отец на фронте командует истребительным батальоном, а брат Яков - моряк Черноморского флота. За это нашу семью отнесли к первой категории, подлежащей расстрелу. Всех нас выселили из дома при мельнице, а на новом месте поселения, на старой, заброшенной хате, повесили трафаретку «1 категория».
В феврале 1943 года со стороны станицы Ольгинской подошли части Красной Армии и выбили немцев из Степной. Наша семья была спасена от уничтожения. Немцы из-за реки, с хутора Могукоровка, стреляли по Степной из артиллерийских орудий. Один из немецких снарядов разорвался возле нашей хаты, ранив меня осколками в живот. Наши отвечали врагам залпами «Катюш», которые стояли в станичном парке.
В станичной школе после освобождения разместили лазарет и мне не довелось закончить 6 класс. Чтобы помочь семье прокормиться, я нанималась нянчить детей, пасла гусей, коров, телят, копала огороды за кусок кукурузного пляцика. С 12 лет начала работать на ферме отделения № 5 совхоза «Приазовский» (поселок М.Горького). Потом была прицепщицей на тракторе у своего будущего мужа Ивана Артеменко.
В годы войны 8 Марта мама сметала на мельнице остатки муки, пекла клецики в виде цифры «8», и эти подарки дети несли в школу своим учительницам.
Свободного времени у нас в то время было очень мало. Но когда случались несколько часов отдыха, я играла на гитаре и была запевалой в хоре. Никогда не забуду, как за исполнение песни «Дан приказ ему на Запад» получала в награду ломоть хлеба и три куска сахара, которые в то голодное время были самым дорогим подарком, - заключила свои воспоминания Серафима Аврамовна Артеменко.

ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ДЛЯ ПОБЕДЫ!
Ивану Артеменко было 15 лет, когда началась Великая Отечественная война. Страшное известие он встретил на сенокосе, где конными граблями сгребал сено. Его мама Ольга Лаврентьевна работала телятницей на ферме совхоза «Приазовский», и жили они в селе Пригородное. Летом 1942 года руководством совхоза было решено угнать скотину в Горячий Ключ, в горы. Среди погонщиков были и Иван со своей матерью. И вот большое стадо подошло к реке Кубань, но на мост, вспоминает Иван Варфоломеевич, было не пробиться: сплошным потоком шли солдаты и военная техника. Погонщики решили гнать скотину через реку вброд. Но во время переправы налетели немецкие самолеты и начали бомбить. Все животные погибли, и погонщикам пришлось возвращаться домой. По дороге, потрясенные пережитым ужасом, приазовцы увидели, как немцы на мосту расстреливают евреев. Тимашевск встретил их гарью сожженного хлеба - горел элеватор, подоженный нашими при отступлении, чтобы зерно не досталось врагу.
В августе того же года весь район оказался во вражеской оккупации. Ольга Лаврентьевна стала работать на ферме у немцев, Иван на речке ловил рыбу. Кроме рыбы в их семейном обеде были кукурузный хлеб, земляной орех, репа, козелки. Жили они тогда в вагончике. Ваня носил штаны из плащ-палатки, рубашку из мешковины, на ногах - постолы. Во время оккупации он ходил в 7 класс, в школу станицы Новоджерелиевской. Но учиться довелось недолго. Директор школы жестко наказал ученика Артеменко за чтение услышанной им молитвы, и мальчишка забросил учебу.
В феврале 1943 года советские войска начали гнать немцев из нашего района. В селе Пригородном оккупанты бежали за речку. Один из уходивших фашистов забрал из вагончика Артеменко их единственное одеяло. Ольга Лаврентьевна уцепилась за конец одеяла и не хотела его отдавать. Немецкий солдат рассвирепел и хотел ее застрелить, но тут вмешался офицер, и женщина осталась жива.
После освобождения района в совхоз «Приазовский» стали возвращаться демобилизованные по ранению фронтовики. Иван Артеменко записался в отряд подготовки молодежи для отправки в армию.
До сих пор помнит Иван Варфоломеевич своего наставника Г.А. Кабацкого, который готовил его с друзьями к военной службе. Григорий Андреевич заведовал центральной ремонтной мастерской. Одновременно с военной подготовкой Иван учился на тракториста. Его наставниками были фронтовики А. Бойко, К.Кулибаба, Г. Ксенич, В. Сысоев и другие бывшие опытные трактористы.
Тракторы ЧТЗ ( С-60, С-65) того времени заводились с помощью ломика и веревки. Сделать это было тяжело, еще и опасно для жизни. Но выхода другого не было. Уже весной 1944 года молодой тракторист Иван Артеменко на тракторе ЧТЗ самостоятельно работал в поле.
В конце того же года он получил новый трактор СТЗ-НАТИ, и снова трудился на совхозных полях сутками, привязывая ночью впереди трактора банку с горящим керосином для освещения.
На фронт, несмотря на просьбы, И. Артеменко не призвали, остался по брони - совхозу нужны были трактористы, а фронту - хлеб.
В свободное время, когда оно выпадало, Иван, радуя местных девчат и парней, играл на балалайке. Еще любил он с друзьями на киноплощадке смотреть кинофильмы, которые тогда были немыми.
Свое счастье молодой тракторист Иван Артеменко тоже встретил в поле. Запала ему в душу милая прицепщица Сима Бондаренко, в 1950 году они поженились. И с того времени шли они по жизни вместе, рука об руку, два труженика тыла, с детства познавшие все тяготы военного лихолетья, но не согнувшиеся, не потерявшие веру в лучшее будущее для себя и своей любимой Родины.

У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО
В Бородинской до начала войны не было ни радио, ни телефона. Страшное известие о начале войны станичники узнали от кого-то из своих, приехавших из станицы Приморско-Ахтарской. Многие впадали в отчание, поднялась паника, со всех сторон слышались женские рыдания и плач детей. Об этом известии молодая жительница станицы Бородинской Аня Белик узнала в больнице, где находилась на лечении. Именно из- за болезни ее призвали в армию позднее, в начале апреля 1942 года. Только две девушки - Аня Белик и Дора Филипенко из станицы Бородинской подлежали мобилизации. Обеим было по 22 года. Почему именно их призвали? Тогда на этот вопрос Аня и Дора ответили бы так: потому что они комсомолки и защищать свою Родину от врага считают священным долгом.
Всех призванных из районов Кубани на фронт мобилизовывали в город Краснодар, который в то время напоминал огромный потревоженный муравейник. Тысячи молодых людей и среди них немало девушек горели одним желанием - поскорее попасть на фронт, чтобы бить ненавистного врага. Неведомо им было, что очень скоро на кровавых полях сражений погибнет большая их половина. Не вернется с войны и Дора Филипенко. Но если бы и знали об этом, все равно не отступили бы от своей цели - такими они были горячими патриотами своей любимой Родины.
Прежде чем «раскидать» молодых новобранцев по разным воинским частям, они должны были пройти обучение по военной подготовке. Как вспоминает сегодня Анна Мифодьевна Белик, им в начале было сложно привыкнуть к строгому распорядку дня и жесткому обращению. Пока проходили обучение, девушки жили в казармах, построенных в здании бывшего мясокомбината, и питались в его столовой. За месяц, отведенный на военную подготовку, они научились стрелять из винтовки, различать типы военных самолетов, узнавать звук их моторов. После учения бойцы женского батальона оповещения связи - «ВНОС» заменили в воинских частях мужчин, которые ушли на фронт.
Фашистские войска тем временем все ближе подступали к югу. «Вскоре был получен приказ - отступить, - вспоминает фронтовичка Беляк, - но наши не успели его выполнить. Немецкие самолеты разбомбили железнодорожную станцию. Уцелевшие после боя красноармейцы отступили в Сухуми, в горы. Есть, оказалось, нечего, единственной пищей были каштаны и очень редко - манная каша, которую выделял нам находившийся поблизости совхоз».
А.М. Белик в звании младшего сержанта командовала четырьмя связистками. На войне события меняются быстро, и вскоре часть, в которой служила Анна Белик, была направлена в Ростов, а затем - в Сальск. В этих степях из-за песка стены землянок просто осыпались, и для их укрепления солдаты использовали остатки разрушенных зданий. Каждый месяц проводились подготовки с «перебрасыванием» на различные точки. В Сальске, когда младший сержант Белик стояла на посту, на нее было совершено нападение. К счастью, полученное ранение оказалось легким. Но она была контужена во время бомбежки.
Военная судьба необычайно переменчива. Вскоре девушки-связистки оказались в Крыму. Здесь их разделили по 5- 6 человек. Часть поселили в палатках, другую часть - в землянках, а третьих приняли к себе местные жители. Готовили еду для себя сами.
- Работа у нас была очень тяжелая. Копали землянки и котлованы в три метра глубиной. В них хорошо был слышен гул самолетов, а также можно было определить его курс. В котлованы устанавливались специальные приборы, по которым можно было определить координаты самолета. Затем эти данные по телефону мы передавали зенитным частям и штабам, - вспоминает Анна Мифодьевна.
До победного мая 1945 года сержант А.М. Белик служила в Крыму. Домой, в родную станицу Бородинскую, она вернулась с боевыми наградами.
Фронтовичку Белик ценили и уважали в коллективах райпищекомбината, колхоза имени Ленина и райкиносети, в которых после войны, до выхода на заслуженный отдых, трудилась Анна Мифодьевна.
Материалы предоставлены Т.И. Абушаевой, начальником архивного отдела муниципального образования Приморско-Ахтарский район.

Просмотров: 900 | Добавил: atv | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Газета онлайн
Случайные статьи
Бескозырка бессмертия
Верь в себя!
Каравай, каравай, наш рекордный урожай!
Сообща против преступности
За пелингаса – 80 тысяч рублей
Реклама



Облако Фотографий


Copyright MyCorp © 2024