Актуальный вопрос Порт рыбе не помеха! В последнее время в районной прессе было напечатано несколько статей по строительству порта. Как ветерана рыбной отрасли, меня глубоко взволновали поставленные там вопросы. Я хорошо помню те времена, когда мы в районе добывали по 3500 тонн рыбы. Да что там! По 20 тонн одной только осетровой икры! А что сейчас? Рыбы нет. Работы нет. Молодежь уезжает на заработки в Краснодар и Сочи. Скоро в городе останемся одни только мы - старики. Куда это годится?!
Я все понимаю. Порт городу нужен. Но не добьет ли это окончательно рыбную отрасль? Попытался разобраться сам. Спокойно, не рубя с плеча. Пошел за разъяснениями в сельхозотдел администрации района. И вот что получается.
Рыбзавод уже давно работает на привозном сырье. Доля местной рыбы составляет менее 5 процентов! До конца года на рыбзаводе будет проведена реконструкция. Производство будет увеличено в два раза. Доставлять рыбу по морю дешевле. Стало быть, от расчистки подходного канала к существующему портопункту рыбопереработка только выиграет.
Новый порт собираются строить в промышленной зоне между рыбокомплексом и Восточно-Ахтарским нерестовым хозяйством. Я спросил: «А разве это законно?» Мне пояснили, что южная граница порта по требованиям действующего законодательства будет находиться в 350 метрах от нерестового хозяйства. О возможности размещения порта в данном месте есть положительное заключение департамента водно-биологических ресурсов администрации Краснодарского края и Азовского НИИ рыбного хозяйства. Согласование дано с рядом существенных условий. Порт должен быть огражден молами. Рыба пойдет к нерестовому хозяйству за молом – также, как это происходит сейчас, когда рыба обходит мол судоверфи и идет дальше вдоль оградительной дамбы существующего портопункта. Работы по расчистке морского подходного канала для снижения ущерба рыбному хозяйству будут проводиться только после нерестового периода: с июня по октябрь. За производством работ будет установлен государственный надзор и т.д. В любом случае, последнее слово за государственной экологической экспертизой. Если проект будет одобрен, то строить можно, если нет – нельзя.
А как же с рыбодобычей и воспроизводством? В 2007 году все предприятия района добыли 39,7 тонн судака и 89,7 тонн тарани. При этом добыча судака и тарани в Ахтарском лимане составила всего 18 тонн. А сколько рыбы выловлено браконьерами?! Сейчас весь Ахтарский лиман вдоль и поперек перегорожен ставниками. Даже в запрещенный во все времена нерестовый период! Где же простая человеческая логика: на удочку ловить запрещено, а рыбе не дают прохода «заборы» из ставных неводов?! Почему не вспоминают сегодняшние «борцы за рыбу», как сами выдолбили тралами маточное стадо и погубили рыбу? Почему молчат о гораздо более важной для города и района экологической проблеме – сбросе химических удобрений и пестицидов с рисовых чеков Славянского и Калининского районов? Я вот как думаю. Когда будет порт и по Ахтарскому лиману пройдет морской канал шириной 120 метров и глубиной 5 метров, это будет только способствовать проходу рыбы на нерест. Никто на канале и вблизи него просто не сможет ставить сетки! Рыба будет проходить на нерест! Будет порт – будут деньги в бюджете. Тогда можно будет решать и накопившиеся экологические проблемы.
У нас в районе два нерестовых хозяйства: Восточно-Ахтарское и Бейсугское. Как рыба может нереститься в Восточно-Ахтарском хозяйстве, вообще не понятно. Последний раз гирла чистились, когда мне было 15 лет. Воды на четвертом шлюзе по щиколотку. Шандоры сломаны. А мы кричим: «Порт нельзя строить – рыбы не будет». Если уж подходить по государственному, можно, например, вложить серьезные деньги в развитие Бейсугского нерестового хозяйства, а Восточно-Ахтарское перепрофилировать под выращивание прудовой рыбы. Бейсугское нерестовое хозяйство за последние три года расчистило рыбоходные каналы, выкашивает рыбопроходные просеки в камыше, добилось включения в многомиллионную государственную программу поддержки рыбной отрасли.
Существует закон: если какое-то количество рыбы гибнет от прохода судов по каналу, то заходящие суда должны возместить ущерб. Делается это так. Рыбохозяйственный институт рассчитывает и отслеживает, сколько рыбы гибнет. Затем определяет ущерб. Судовладельцы при заходе в порт оплачивают ущерб государству. Государство размещает заказ на выращивание необходимого количества молоди, чтобы восполнить нанесенный ущерб. Таким образом, и рыба не страдает, и порт работает.
Я уверен: порту быть, и рыба будет!
Г.П. Ляшко, в рыбной отрасли с 1964 года, с 1985 по 2001 годы - капитан флота р/к им. Чапаева.