На нашей улице 4-го Ахтарского полка Виктор Акимович Мартыненко — известная личность. Все мы не перестаем восхищаться замечательным соседом, женщины ставят его в пример. Всегда бодрый, энергичный, подтянутый, многих знает и каждому скажет доброе слово. Дома Акимович - хозяин умелый и на даче у него каждый год отменный урожай, с удовольствием угощает соседей пахучими яблоками. А когда наш Акимович в День Победы идет по родной улице в солдатской гимнастерке, в которой прошел всю войну, а сегодня отливающей боевыми наградами: орденами Славы, Красной Звезды, Отечественной войны и главной солдатской медалью - «За отвагу», или твердо вышагивает в своей парадной казачьей форме, все мы любуемся уважаемым соседом. Что там говорить: храбрый воин — бравый казак! Верно сказали в совете ветеранов о Мартыненко: «Историю с Виктора Акимовича надо писать, он для нашего города, как и боевой бронекатер Азовской флотилии, - настоящая визитная карточка. Из всех ветеранов войны, считай, один остался еще таким крепким. Наш Акимович - бессменный знаменосец в День Победы».
А ведь В.А. Мартыненко 17 апреля стукнуло уже 85! Сердечно поздравили ветерана войны, члена правления районного Совета ветеранов его председатель С.Г. Косенко, из друзей-однополчан, к сожалению, смог прийти только Юра Коваленко, с которым вместе освобождали Кубань. И братья-казаки вместе со своим атаманом В.В. Нарижным не забыли о славной юбилейной дате председателя совета старейшин казаков района! От души подняли все за здоровье и бодрость духа солдата Победы - старшины саперного батальона Виктора Мартыненко сто граммов фронтовых. И нельзя было не порадоваться за ветерана Великой Отечественной, весь израненный, инвалидом пришел с войны, левую руку потерял на фронте, но держится наш бравый казак в седле, и как не написать о нем для потомков!
... Из потомственных военных наш герой. Дед Андрей в станице Пластуновской был казачьим атаманом, отец Аким Андреевич — кадровым военным. Погиб полковник Мартыненко в Великую Отечественную под Харьковом. И все его пятеро сыновей воевали на фронте. Старшие двое тоже отдали свои жизни за Родину: Алексей — капитан танкового батальона — погиб в первые месяцы войны, а потом Василий - командир артдивизиона. Матери — Доре Хрисантовне- военврачу эвакогоспиталя в Казахстане, о гибели мужа и двух сыновей стало известно только после возвращения на родную Кубань. Младшие два брата Виктора Акимовича тоже ветераны Великой Отечественной.
Вячеслав служил в погранвойсках, воевал на Прибалтийском фронте, а самый младший в годы ВОВ был юнгой на одном из боевых кораблей.
- Я в семье — средний. После 8-летки окончил в Новороссийске школу взрывников, стажировался в станице Нижнебаканской на рудниках, оттуда и взяли меня на фронт. Из нас, новобранцев, была создана так называемая секретная рота «300». После специальной подготовки в 1941-ом, действовали мы год, когда наши войска отступали, мы должны были взрывать важные объекты. От Ростова после наших действий взлетали в воздух мосты, электростанции, железные дороги, стрелки, элеваторы...За год из трехсот саперов нас осталось всего 60 человек, - с горечью рассказывал В.А. Мартыненко.
А потом в его фронтовой судьбе были ожесточенные бои на Северном Кавказе в 556 саперном батальоне. Старшина Мартыненко участвовал в освобождении Кубани, был ранен, после госпиталя в Ставрополе снова вернулся в саперную часть 316 прославленной в боях под Москвой панфиловской стрелковой дивизии.
-И бросили нас на освобождение Темрюка. В 1943-м, 1 октября, кубанская земля была освобождена. Наша совсем поредевшая часть пополнилась людскими резервами, и дальше мы освобождали Киев, Житомир. Под городом Любар на границе с Польшей снова был ранен, снова госпиталь, откуда уже попал в 253 стрелковую дивизию и снова сапером, а сапер: или орден, или смерть. Впереди уже был Берлин. Столько пришлось разминировать. Штурм Берлина начался 24 апреля, а мы, саперы, уже с 20-го числа и днем, и ночью разминировали подступы. Заминировано было все: ногтей не осталось, так ковыряли землю, чтобы найти взрыватель, ложкой ковыряли. В прошлом году, 9 Мая, хорошие знакомые, после моих военных воспоминаний, подарили мне алюминиевую ложку с дарственной надписью, на память о той проклятой войне. - И Виктор Акимович показал свой драгоценный подарок.
- Сколько тогда погибло наших саперов! Из всех частей из нас с трудом собрали сводный батальон. Вот тогда и я получил тяжелое ранение. Немецкий снайпер, целясь в разминируемую мной мину, попал в кисть руки, полностью раздробив ее. Меня на самолет и - в Житомир, а уже началось заражение , отрезали еще часть руки, и отправили в госпиталь в Актюбинск, что в Казахстане. Там я уже потерял руку почти до плеча. В поезде, мы, раненые, и услышали о нашей Победе, - продолжал свой рассказ о войне Виктор Акимович.
В июне 45-го, инвалидом, он вернулся в станицу Нижнебаканскую, где тогда жила семья. А вскоре поехал в Магнитогорск за своей любимой Катей, с которой учился в одном классе. Она была туда эвакуирована. Вместе вернулись в станицу Приморско-Ахтарскую, где были приемные родители его любимой девушки.
- 23 ноября, в 45-м, мы поженились и счастливо прожили больше 60 лет. Не так давно моя дорогая Катюша ушла из жизни, - смахнув слезу, совсем тихо сказал Виктор Акимович.
Больше 60 лет живет он в Приморско-Ахтарске, и половину из них проработал в рыбколхозе имени Калинина. Когда ушел на пенсию, не уселся, как говорят, на печку, влился в ряды общества инвалидов, 15 лет возглавлял его рыболовецкую бригаду. «Больше тысячи центнеров рыбы поймали мы за эти годы, в три раза дешевле продавали ее инвалидам, и в больницу бесплатно раз в неделю по 150-200 килограммов привозили», - похвалился Акимович.
...Много еще интересного можно было услышать от моего уважаемого соседа, но дело было к вечеру, и Виктору Акимовичу надо было собираться в дорогу. «Завтра в Краснодаре парад казаков в честь 19-й годовщины нашей реабилитации. Должен участвовать», - объяснил мой собеседник.
И уже на другой день, в вечерних новостях краевого телевидения, увидела я бравого казака Виктора Мартыненко. Высокий и стройный, как молодой, чеканя шаг, гордо подняв голову с ладно приглаженной седой бородой, вышагивал он в первой шеренге самых заслуженных казаков Кубани - старейшин, ветеранов войны и Кубанского казачьего войска. Храбрый солдат Великой Отечественной — бравый кубанский казак.
Многая лета вам, дорогой Виктор Акимович! Вы — живая и священная память о Великой народной войне, в которой вы — Победители!
Ольга Покос.