Пятница, 29-Мар-2024, 17:12
Облако ссылок
РЕКЛАМА
Рыбалка круглый год
Рыбалка круглый год
Ресторан доставки "Pikachu" паназиатская кухня Pikachu
САЛОН КРАСОТЫ "КЛЕОПАТРА"kleo
Косметологический кабинет стоматологической клиники доктора Переведенцева Т. 8-909-458-76-65
Кафе"АКВАРИУМ" Т. 8-918-955-23-13 стол заказов Аквариум
Профессиональный ремонт компьютеров и ноутбуков Т. 8-918-378-24-24.
Друзья сайта
Форма входа
Телепрограмма
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
PR-CY.ru
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2010 » Июнь » 28 » КУШАТЬ ПОДАНО!
15:57
КУШАТЬ ПОДАНО!
ИЛИ КАК Я РАБОТАЛА ОФИЦИАНТКОЙ
Газета "АТВ" № 46, 9 июня 2010 года

Журналист меняет профессию

Каково это - бегать с подносом и строить улыбки капризным клиентам, - испытала на себе корреспондент газеты «АТВ» Ирина Чумак.
В дореволюционные и советские времена официант в ресторане был главным человеком. Многие из нас помнят киношные румяные властные лица официантов «Метрополя» и «Националя», их уверенную осанку и походку, в которых читалась гордость за свое особое положение.
Сегодня работа в кафе и ресторане на подобных должностях перестала быть престижной. В наше время должности бармена, официанта молодые люди не расценивают, как стартовые, из которых они могут вырасти и занять более высокое место в профессии. Немногие планируют связать свою дальнейшую жизнь с ресторанным бизнесом, отсюда и «вокзальное» настроение: «Я здесь, пока не прибыл мой счастливый поезд».
Потому, наверное, в последнее время набрать штат профессиональных официантов и барменов для владельцев кафе и ресторанов сродни подвигу. Не желают жители района работать обслуживающим персоналом и все тут! Но так ли не престижно обслуживать, принимать гостей и делать их отдых приятным и запоминающимся? Помня о том, что «работа всякая важна, работа всякая нужна», отправляюсь в одно из кафе в самом центре города с просьбой принять меня на работу в качестве официантки. Эксперимент «Журналист меняет профессию» проводим вечером, в свободное от основной работы время.
Курс молодого бойца и стажировка длилась недолго – меня попросили изучить меню, поприсутствовать на мастер-классе элитного краснодарского повара, чтобы хотя бы примерно знать состав блюд, и рассказали, как раскладывать перед клиентами столовые приборы. От меня требовалось быть опрятной, улыбаться как можно шире и помнить: клиент всегда прав! Итак, в красивом кафе появилась новая симпатичная официантка. Это была, разумеется, я!
- Работа у нас сложная, но интересная, - вводили меня в курс дела опытные официантки. - Что нужно гостю? Хорошо отдохнуть. Именно гостю, а не клиенту, как кажется многим. Для того, чтобы он чувствовал себя у нас комфортно, мы все: кухня, бар и в первую очередь - официант должны подарить людям радость, превратить их будничный обед или ужин в яркое событие. Все это – для того, чтобы прощаясь, гость встал и сказал: «Да, все было замечательно, у вас лучшее кафе в городе». Если ему понравится – он придет еще, а от этого уже напрямую зависят наши заработки. Понимаешь?
Я поняла: заработки – это хорошо! И старалась изо всех сил.
НЕ ПО-АХТАРСКИ…
- Добрый вечер, меня зовут Ирина, и сегодня я буду обслуживать ваш столик, - как можно приветливей обратилась я к своим первым гостям, раскладывая перед ними салфетки-подложки и вручая меню. – Я подойду к вам через несколько минут, когда вы будете готовы сделать заказ.
Гости растерялись и выдохнули: «Ну вы даете! Мы аж растерялись… Не по-ахтарски вы как-то к нам обратились, мы привыкли к брошенным на стол меню и угрюмым официанткам».
Тут растерялась я и совсем перестала понимать, как себя вести, судорожно вспоминая механизм работы. Если подходишь к столу с левой стороны, то подаешь левой рукой, если с правой, то – правой. Это делается для того, чтобы не задеть клиента. Потом говоришь: «Добрый вечер, меня зовут Ирина. Сегодня я буду вас обслуживать. Вот меню». И отходишь. Когда клиент перестает смотреть в меню, можно смело подойти и спросить: «Вы готовы сделать заказ?» Принимаешь заказ, а потом говоришь: «Давайте уточним…» – и перечитываешь все, что записала. Это делается для того, чтобы человек получил только то, что заказал. После этого идешь в бар, выносишь напитки – соки, алкоголь и говоришь: «Горячие блюда – по мере готовности».
Идешь на кухню и забираешь блюда. В конце вечера начинается расчет. В баре забираешь чек, кладешь его в папочке-счетнице на край стола клиента. Через некоторое время получаешь расчет и выносишь сдачу. И только тогда, когда они ее забирают, то, что осталось, становится «чаевыми».
НА КУХНЕ –
КАК НА ВОКЗАЛЕ
На кухне шумно, как на вокзале. Этот шум не смолкает ни на минуту до конца рабочей смены. Два повара практически не сидят без дела: варят, парят, режут овощи, выкладывают еду на блюда, наполняют соусники.
- Жульен из морепродуктов кому?
- Чикен-чиз готов!
- Три пиццы с ветчиной и салат «Красная шапочка»!
Из другого угла доносится:
- Эй, у кого мороженое? Заберите!
Туда-сюда бегают официантки:
- Штрудель из ягод готов? Девочки, куколки, ну, быстрее, пожалуйста!
- Семга моя где?
«Куколки» в клубах пара отвечают выразительно и непечатно. Им прощается – на соблюдение этикета и вежливость времени нет – столики на летней площадке заняты все.
ЗАКАЗ – КОМОМ
Гости бывают разные. Есть те, кто понимает, что для приготовления даже самых незамысловатых блюд требуется время, и терпеливо ждут свой заказ. А есть такие, кто ждать совсем не хотят и считают, что именно их должны обслужить в первую очередь. Вот тогда и приходится официанткам по нескольку раз подходить к столику, объяснять, что заказов слишком много и просить подождать еще чуть-чуть.
Есть и другая категория гостей – это, скорей, любопытствующие, конкуренты, так сказать, которые просто зашли посмотреть, меню полистать, на обстановку поглазеть. Заказ сделать, а потом просто встать и, не объясняя причин и не оплатив счет, уйти.
Думаете, что так не бывает? Еще как бывает! Проверено, так сказать, на себе. Совсем небезызвестный предприниматель пришел, судя по его заказу, пятьдесят граммов водочки выпить, да жульеном с морепродуктами и семгой закусить. Когда, через 14 минут, водрузив все на разнос, я вынесла к столу заказ, гостя и след простыл.
Оставалось довольствоваться только тем, что водки гражданин самой дешевой заказал, а мог бы за счет официантки покутить по полной. Ему ли не знать, что за неоплаченные счета и подобное поведение будет рассчитываться официант.
У МЕНЯ ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ!
Растерявшись по выполненным заказам окончательно, понимаю, что официантка из меня никудышная и прошу определить мне другой фронт работы, благо дел в кафе всем хватает. Потому какое-то время натираю посуду, накручиваю приборы – заворачиваю в салфетку ножи и вилки, делаю из салфеток прихватки для жульена (блюдо подается прямо с огня, в металлической посуде, и без прихватки можно обжечься). Какое-то время моя работа называется: натирай и крути! Работа тоже требует определенного творческого подхода, но довольно монотонная, и я в надежде, что никто надо мной больше не посмеется и не обманет, соглашаюсь обслужить одинокую женщину преклонного возраста.
- Добрый вечер, - расплываюсь я в улыбке. – Очень рады видеть вас в нашем кафе! Вы будете кушать?
Женщина внимательно смотрит на меня оценивающим взглядом, остается, судя по всему довольной, и практически шепчет на ухо:
- Еще бы пятьдесят граммов водочки… А, - машет она рукой, - давайте триста!
- Вот и правильно, - соглашаюсь я, отдыхайте, вы, наверное, на домашних обиделись?
- Точно! Надоели они мне все, хочу отдохнуть, расслабиться, пусть почувствуют как без меня! Шашлыков бы!
- К сожалению, шашлыков у нас нет, но могу предложить…, - и я предлагаю гостье то, что, на мой, уже почти опытный взгляд, могло бы ей понравиться.
- Давайте, - снова машет она рукой, соглашаясь со всем оглашенным списком блюд, и уже отвечая на звонок мобильного, говорит абоненту: «И можешь мне больше не звонить!»
Забегая наперед скажу, что после трехсот граммов водки были еще двести граммов, и еще раз весь список предложенных мною блюд.
Я, наверное, перестаралась…
…Не оказалось в баре и портвейна, который пожелал немолодой уже мужчина, который, к слову будет сказать, очень спешил. Но, как хорошая официантка, я не могла «упустить клиента» и потому, присев за столик, что, кстати, категорически запрещено, раскрыла перед мужчиной карту вин.
- А давайте-ка с вами посмотрим, чем можно заменить портвейн…
Через несколько минут выбор был сделан. К тому же я узнала, что моему гостю 85 лет, живет он тут неподалеку один в трехкомнатной квартире, имеет машину и что, при случае, мы могли бы с ним прокатиться на «Морозовскую» косу… Позагорать…
- Ира, - кричит через полчаса мне бармен. – Дедушка твой за вторым столиком еще вина требует, и чтобы именно ты его принесла!
- А вы случайно не воевали? – после второго бокала вина повели мы задушевные беседы с уже никуда не спешащим гостем…
Золотое библейское правило – относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. О госте, пришедшем в кафе, следует заботиться, как о лучшем друге, пришедшем в ваш дом. Вы же не оцениваете, в дорогом ли костюме пришел к вам друг или в старых джинсах, потому что не ждете от него ничего взамен. Также и в работе. И как только я это поняла, все стало получаться и спориться, как будто я работала здесь всю жизнь.
СВОЮ РАБОТУ НУЖНО ЛЮБИТЬ!
…Домой возвращаюсь заполночь. Ноги болят так, что каждый шаг кажется пыткой… Может потому и не спешит молодежь брать в руки разносы, наматывая за смену не один километр, подумалось мне. А может причина в чем-то другом… Но ничего постыдного и зазорного в работе официантки не увидела, скажу больше – мне понравилось встречать гостей, удивлять их вкусными блюдами и делать их отдых незабываемым.
А что касается усталости, так легкой работы вообще не бывает. И ноги устают, и спину сводит, и голова болит. Было бы это желание – работать. Человека, желающего работать, не остановят никакие трудности и, как гласит известная поговорка «тот, кто хочет, ищет способы, как сделать, а тот, кто не хочет – причины, чтобы не делать».
А еще выбирать свой путь в жизни нужно так, чтобы каждый день встречать с улыбкой, и, входя в кафе, офис или магазин – понимать «Я люблю свою работу».
Ирина ЧУМАК.
P.S. Все оставленные гостями «чаевые» автор передает в помощь детям из центра «Доброта» и благодарит персонал кафе «Аквариум» и администрацию в лице Г.А. Волкова за поддержку и понимание.
Просмотров: 479 | Добавил: atv | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Газета онлайн
Случайные статьи
Новый детский сад
Правила-то знаем, но не выполняем!
Техосмотр – без медицинской справки
Солдат со светлыми грустными глазами
Новогодний дебют красавицы ели
Реклама



Облако Фотографий


Copyright MyCorp © 2024