Газета "АТВ", 7 января 2011 года Не найти, пожалуй, другой такой страны, многовековая летопись которой была бы так густо испещрена вражескими нашествиями, разрушительными войнами, глубокими социальными потрясениями, кровавыми разборками и всякого рода междоусобицами, как Святая Земля. На ее крохотной по географическим меркам территории произошли события, повлиявшие на ход истории всего человечества: Сын Божий явился во плоти, принял Страдания и Смерть и явил Славу своего Тридневного Воскресения; великий пророк Иоанн Предтеча призвал согрешивший иудейский народ к покаянию и крестил в Иордане; за пламенную любовь к Богу пророк Илия живым вознесся на небо… Все здесь, образно говоря, дышит живой библейской историей, христианскими святынями, поклониться которым стремится возрастающее с каждым годом количество российских православных паломников. В одну из групп, отправляемых на Святую Землю Отделом внешних церковных отношений Московской патриархии, посчастливилось войти и мне . Поздним, холодным октябрьским вечером с территории Свято – Данилова монастыря наша группа из 36 паломников автобусом была доставлена в аэропорт «Домодедово». Пройдя строгий и тщательный пограничный контроль, мы прямо из здания через специальный рукав прошли в салон американского «Боинга» израильской авиакомпании «Эль – Аль». И через четыре часа приземлились в Тель – Авиве, в аэропорту «Бен Гуриона». Ночь была удивительно теплой, и мы прямо в аэропорту стали снимать с себя куртки, свитера, сапоги. Встретившая нас гид – матушка Евгения из Горнего русского монастыря, пояснила, что в октябре на Святой Земле стоит бархатный сезон, и сейчас в Иерусалиме много паломнических и туристических групп. Автобус привез нас к воротам женской обители, дежурные матушки расселили всю группу в монастырские гостиницы. А утром, после молитвы и завтрака, получив вместо обеда увесистый сухой паек с бутылочкой воды, мы на целый день отправились в старый Иерусалим. …Забегая вперед, скажу, что здесь, на Святой Земле, верующее сердце как бы возносится над временем, и древний Иерусалим с его главной святыней – храмом Гроба Господня – предстает благоговейному взору святым Градом, пронизанным лучами Славы Воскресения Христова. Вся наша паломническая программа была наполнена церковным духом. В группе были два священника из Архангельска и три матушки из подмосковных монастырей, поэтому в автобусе во время поездок по Святой Земле и у христианских святынь после поклонения ими читались Евангелие, каноны, возносились наши горячие молитвы к Спасителю, Богородице, святым Божьим угодникам за нашу Россию и всех православных христиан. Каждый день пребывания на Святой Земле был необычайно насыщен: мы со слезами молились и поклонялись главным святыням в храме Гроба Господня, гробницам Божией Матери, святым Иоакиму и Анне, Марие Магдалине; молились в Гефсиманском саду, у Овчей купели, на месте вознесения Господа в Сионской горнице – месте Тайной Вечери, на Лифостроне («каменном помосте»), у камней, которыми был убит первомученик и архидьякон Стефан и т.д. Главным событием нашей богослужебной жизни стала ночная Литургия в храме Гроба Господня. Духовным приготовлением к ней было совершенное накануне паломничество по Крестному пути. Путь Христа на Голгофу, пояснила нам матушка Евгения, установить точно невозможно, но в тринадцатом веке крестоносцы, завоевавшие Иерусалим, определили возможный маршрут. Католики называют этот путь Скорбным, а православные – Крестным. Он начинается с того места, где раньше была крепость Антония, вблизи монастыря Бичевания Христова. И подобно другим тысячам православных паломников, наша группа с крестами в руках, со скорбными лицами, а многие и со слезами пошли по этому пути, мысленно молясь и вспоминая Христовы страдания. А по обеим от нас сторонам кипела чужая жизнь: продавцы – арабы всем проходящим мимо громко предлагали свой товар, юные попрошайки, арабские мальчишки сновали между нами, дергая священников за рясы, нас - за юбки: «Падре, дай доллар! Мадам, дай доллар!». Мы старались не обращать на них внимания, сохранить в себе чувство скорби и сострадания на каждой из восьми остановок Крестного пути и молились Спасителю. Традиционно считается, что храм Гроба Господня построен на месте Голгофы, где был распят Спаситель. И здесь, в древнем храме, где Господь претерпел ради нас страшные мучения, мы постарались положить начало своему исцелению от страстей. У подножия Креста, на котором Господь простил своих палачей, мы простили всех своих врагов и недоброжелателей. У Гроба Христова, из которого Господь воскрес из мертвых, положили начало своему духовному воскресению, очищению ума и чувств. Израиль – государство небольшое. Буквально в пятистах метрах от Иерусалима стоит, насколько видит глаз, высокий забор с колючей проволокой – Палестинская автономия. На пограничном пункте нас, русских, тепло встречали и пропускали без проверки паспортов вооруженные палестинцы – арабы. В автономии, как узнали от нашего гида, жизнь дороже и правопорядок тверже. На комфортабельном автобусе за восемь дней пребывания на Святой Земле мы практически объехали всю Палестину, поклоняясь христианским святыням в русских, греческих и католических храмах городов: Вифлеем, Назарет, Вифания, Канна Галилейская, Иерихон, Хеврон, Лидда, Яффа, Хайфа. В каждом их этих библейских городов, в наше время мусульманских, по Промыслу Божьему сохранились христианские святыни. В трех городах – Хевроне, Яффе и Хайфе есть ухоженные, напоминающие оазис, русские участки земли по 7-10 гектаров, с церквями и монастырями, купленные еще в 19 веке. Мы с благоговейным чувством, с земными поклонами, творя молитву, приложились к месту Рождения Спасителя в Вифлееме, в древнем греческом храме, насчитывающем 16 веков; в Вифании, в пещере четверодневного Лазаря, мысленно представили, как, повинуясь голосу Спасителя, покойник вышел из нее, закутанный в погребальные пелены. А древнейший на земле город Иерихон предстал перед нами в безжизненной Иудейской пустыне, словно мираж на горизонте, в обрамлении роскошной растительности и банановых плантаций… Особо хочется сказать о Хевроне, где находится библейский Мамврийский дуб. Подъезжая к Хеврону, матушка Евгения предупредила, что сторожем русского участка является араб, у которого четыре жены и 20 детей, и самые маленькие из них будут нам досаждать у дуба, как и козы сторожа. И точно, четверо чумазых, в грязных футболках арабчат дошкольного возраста словно ждали нас у дуба, назойливо предлагая купить у них кусочки коры. Со смешанным чувством – жалостью и благоговением перед возрастом дуба-патриарха смотрели мы на это совершенно сухое дерево, поддерживаемое подпорками и огражденное металлической высокой оградой. И представляли, как под его раскидистой кроной, дающей прохладу в жаркий день, праведный Авраам более 4-х тысяч лет назад встретил Святую Троицу. И услышали от гида одно из преданий, в котором с падением на землю Мамврийского дуба связывается конец нашего земного мира. Здесь же, на русском участке в Хевроне, увидели древнее, времени земной жизни Спасителя, захоронение в пещере, выдолбленной в скале, а рядом - огромный камень, котором закрывался вход в гроб. В городе Лидде, который находится рядом с сирийской границей, в греческом храме, с трепетом в душе приложились к гробнице великомученика Георгия Победителя. Здесь же в одну из стен вмурованы цепи, которыми, по преданию, был скован святой. Каждый из паломников нашей группы, творя молитву, бережно приложил оковы великомученика к больным местам своего тела. С удивлением услышали от гида, что и мусульмане почитают Святого Георгия. В день его памяти – 6 мая возливают на гробницу оливковое масло, потом его собирают и используют как освященное. Еще матушка Евгения рассказала нам современную историю о помощи великомученика Георгия призывающим его…Случилось одному мусульманину, живущему правильно и почитающего память святого, уехать по делам на несколько дней. Когда вернулся, нашел дом разграбленным. И тогда стал он с горечью взывать к святому, укоряя его, что не сохранил его дом: « Она, женщина с ребенком, не могла мне помочь, - говорил он о Богородице, - а ты ведь на коне, да еще с копьем». И тут явился перед ним великомученик Георгий и сказал хозяину: «Выйди во двор, и все поймешь». Мусульманин увидел привязанного к столбу человека, который испуганно завопил: « Не убивай меня! Я все, все тебе верну, что взял»… Много ярких впечатлений у нас осталось от восхождения на горы Искушения и Фавор. Кстати, на горе Фавор стоит русский православный храм, и паломники молятся в нем о России с верой в ее духовное преображение. Большим событием для паломников является купание в Иордане. Для этого в монастыре или у купальни покупаются за 14 долларов специальные белые сорочки с длинными рукавами и до пят, освященные на камне Миропомазания в Иерусалимском храме Воскресения Христова. Вода в Иордане чистая, светлая, и купание доставляет удовольствие, только вот крупная рыба покусывает за пятки. Самые активные из наших паломниц потом в этих сорочках купались во всех святых источниках, где это было предусмотрено, а также в Мертвом и Красном морях. Не забыть нам поездку и в центральную Иудею, в Самарию, к колодцу святого Иякова, у которого Спаситель встретился с самарийкой. Вода в колодце вкусная и светлая. На 9-й день нашей жизни на Святой земле, в 5 часов утра, мы выехали с вещами из Горненского женского монастыря и направились в Египет. Отличное шоссе по безжизненной Иудейской пустыне, видны только бедуинские стоянки с верблюдами. Потом гид наше внимание обратила на Моавские горы, за которыми находится королевская Иордания. И несколько часов ехали по тем местам, о которых говорится в Ветхом Завете. Узнали мы также, что израильское правительство утвердило программу «Хай Бар» - «Живая природа», призванную возродить библейское великолепие животного и пернатого мира. - Обратите внимание: справа – крепость Мосада, построенная Иродом Великим. Видите скульптуру, напоминающую человека? Рядом находится глубокая пещера, называемая Мучной. Без проводника в нее заходить нельзя. Справа, за горами, город Беер-Шева, основанный 3800 лет назад праведным Авраамом, выкопавшим здесь колодец, которым пользуются до сего дня, - информирует далее нас матушка Евгения. И эти знания, получаемые непосредственно на местах, где создавалась история израильского народа, как бы сокращали наш неблизкий путь в Египет, к храму святой великомученицы Екатерины. После пересечения египетской границы наш путь продолжился уже на другом комфортабельном автобусе в центр Синайской пустыни, где с 6 века существует монашеская обитель. И теперь за окном справа, вплотную к шоссе, встали гранитные горы, а пейзаж напомнил лунный. От гида услышали, что Синайская пустыня почти необитаемая, население составляют лишь бедуины, добывающие себе пропитание выращиванием фиников и разведением коз у подножия гор, и монахи греческого монастыря святой Екатерины. Через 9 часов пути мы приехали к отелю, находящему в поселке, в километре от монастыря. Но отдохнуть не удалось. Оставили свои вещи в номерах, пообедали, и поехали в монастырь на службу, где потом с благоговением приложились к мощам великомученицы Екатерины. Каждому паломнику после поклонения монахи, державшие ковчежец с мощами, подарили на память серебряное кольцо с гравировкой имени великомученицы. Такое же чувство у нас вызвал пышный куст купины в монастырском саду. Нам сказали, что росток был взят от библейской несгораемой купины, и нигде больше в других местах он не приживается, несмотря на все попытки. Вечером того же дня, одетые для восхождения на гору Моисея, в 22 часа, мы поехали в храм при монастыре молиться, а потом в 2 часа ночи началось наше трудное восхождение на вершину горы. Кроме паломнических групп в гору поднимались немцы, французы, японцы и корейцы. Не меньше, пожалуй, было и бедуинов с верблюдами: «Мадам, 17 долларов за помощь», - настойчиво предлагали они свои услуги женщинам, прислонившимся к скале для короткого отдыха или тяжело поднимающимся по каменистой, неровной, все круче поднимающейся вверх тропе. Наверное, тому, кто почти до вершины горы поднялся на верблюде, этот путь показался легким. А у нас под ногами камни были словно живые, а местами - проложенные ступени через метр. Вот и идешь с великим усилием, творя про себя молитву, светя под ноги фонариком. На звездное небо, которое кажется совсем над головой, никто не смотрит. К рассвету мы как раз все оказались на вершине горы, где стоит часовня, посвященная Святой Троице. К северу от часовни есть пещера, где Господь сказал Моисею: «Когда же будет проходить Слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду». И когда начался рассвет, с вершины горы Моисея открылся захватывающий дух вид, ради которого действительно стоит потратить силы на восхождение. Иностранцы что-то восторженно кричали, приветствуя рассвет, а мы, русские паломники, с усердием молились, глядя на икону Казанской Божией Матери, установленной на скале… В тот же день, поздним вечером, мы приехали в Вифлеем, где переночевали в гостинице, а утром наш путь лежал в старый Иерусалим, где было дано несколько часов свободного времени. Наша группа снова побывала в храме Гроба Господня и поклонилась великим святыням. А потом мы погуляли по древнему городу. Во второй половине дня мы простились со старым Иерусалимом и поехали в Тель-Авив, в аэропорт. И в полночь прилетели в холодную, почти зимнюю Москву… Поездка на Святую Землю западает в душу на всю жизнь - делились православные паломники минувших веков. И мы, паломники нашего времени, согласны с ними: великие христианские святыни навсегда остались в наших сердцах. Ирина Торхова.
|