Портовая зона может кардинально изменить судьбу Приморско-Ахтарска На днях появились сведения, что в Москве, в министерстве экономического развития приняты для дальнейшего рассмотрения заявки Приморско-Ахтарска и Ейска на создание особой портовой зоны. Других конкурентов на Азовском море не осталось. В скором времени станет известно окончательное решение, сулящее победившему в конкурсе городу и всему району огромные инвестиции и мощный толчок в развитии экономики и сопутствующей социальной инфраструктуры. О том, что московская фирма «Киото-Порт» ищет место для строительства нового порта на южной окраине Приморско-Ахтарска, наша газета сообщала еще 30 января в заметке о работе комитета реформ и развития по Приморско-Ахтарскому району. Но поначалу многие эту информацию не восприняли всерьез. То, что Приморско-Ахтарску необходим современный, активно действующий торговый порт, не вызывает сомнения ни у кого. Изначально, находясь в камышовом тупике, вдали от торных дорог, небольшой рыбацкий хутор Ахтари смог вырасти до размеров города именно благодаря тому, что через него началась морская хлебная торговля. В начале прошлого века это дало мощный прилив инвестиций и строительство одной из первых в крае железных дорог. Возле порта зародились судоремонтные мастерские, бондарное производство, рыбопереработка. Выросшие из них впоследствии заводы до сих пор являются основой промышленности Приморско-Ахтарска. В годы советской власти хлебная торговля с заграницей у нас была прекращена, и Ахтарский порт измельчал в прямом и переносном смысле. Развивающаяся рыбная отрасль на какое-то время дала новое дыхание порту. Но она не смогла регулярно выделять большие средства на прочистку судоходного канала, быстро заполнявшегося наносным из лимана илом. В итоге в наш порт могли заходить лишь мелкосидящие суда с осадкой чуть более двух метров. Такое положение фактически отрезало Приморско-Ахтарск от морских торговых путей. И когда возникла идея возродить у нас торговый порт, строительство его наметили совсем в другом месте, на морском берегу, к северу от города, в районе маяка. Там нет такой подвижной мели, гораздо ближе подходят морские глубины к берегу, и, что важно, неизбежные портовые загрязнения воды будут уноситься господствующим течением в противоположную сторону от городских пляжей. Всем такое расположение нового порта показалось очень разумным. Видимо, поэтому у многих вызвала удивление появившаяся весной информация о том, что в конкурсной заявке на особую портовую зону наш район включил не утвердившееся в умах северное расположение порта, а планируемое «Киото-Портом» строительство морского перегрузочного комплекса на южной окраине города, в Ахтарском лимане, за старым портом. При этом речь идет о шести терминалах, рассчитанных на грузооборот 5,6 миллионов тонн в год! И где все это намечено построить? Вместо берега - низменная затапливаемая наводнениями местность, вместо моря – мелководный лиман, где и рыбацкая фелюга близко к берегу не подойдет, не говоря уже о крупнотоннажных морских судах. - Это какие же надо усилия, чтобы в буквальном смысле вырыть здесь огромную глубоководную гавань и многокилометровый судоходный канал к ней. А что будет с нерестовым хозяйством? - спрашивали друг друга озадаченные горожане. Но, оказалось, что у инвесторов в противовес к самым тяжелым и неразрешимым экологическим вопросам есть аргументы, весом в… несколько миллиардов рублей. Только на строительство порта и подходного морского канала планируются инвестиции в два миллиарда рублей, плюс еще почти столько же составят денежные вложения в сопутствующие организации и предприятия. Если наш район выиграет конкурс на создание особой портовой зоны, то три четверти расходов на строительство порта возьмет на себя федеральный бюджет, двадцать процентов – краевой и лишь пять процентов оплатит местный бюджет. Шанс построить на таких условиях новый порт и выйти на совсем другой уровень развития бывает лишь один раз. И Приморско-Ахтарск сегодня, как никогда, близок к решению этой задачи. Наша заявка на особую портовую зону прежде всего привлекает дешевизной строительства, в закрытом от морских волн лимане не надо строить больших защитных сооружений, к площадке порта уже подведена железная дорога и другие коммуникации. Осталось только проложить через пересыхающее летом Соленое озеро объездную автодорогу. Очень важно, что в Приморско-Ахтарском районе имеются свободные энергетические мощности. Участок под порт никем не используется, а то, что это болотистая низменность для современной техники еще и лучше, есть куда складывать грунт, вынимаемый при углублении гавани, формируя заодно основания под причалы и грузовые площадки. Об этом подробно говорилось в администрации района на заседании «круглого стола» с участием представителей инвесторов и специалистов морского и рыбного хозяйства района. Открывая встречу, глава района А.В. Очередько перечислил все плюсы, которые даст строительство порта, отметив, что есть уже и инвестор, с которым подписано соглашение о намерениях. Глава района подчеркнул, что из всех программ развития района это наиболее существенный проект. Сельское хозяйство и рыбная промышленность, ресурсы которой истощены, не могут в ближайшее время дать существенный рост экономики. Курортная отрасль может дать прирост всего несколько процентов. Объясняя, почему выбрано южное, а не северное расположение нового порта, А.В. Очередько объяснил, что у маяка совершенно отсутствуют коммуникации, большие трудности с выводом из оборота земель сельхозназначения, у которых множество владельцев и арендаторов. Все это значительно усложняет и удорожает северный проект. Начальник отдела экономики и прогнозирования администрации района И.П. Нестерович привела впечатляющие экономические выкладки. Морской перегрузочный комплекс после ввода в строй будет производить в год работ на 1,2 миллиарда рублей, что даст рост объема экономики района на две трети. Прибыль нового порта планируется более 700 миллионов рублей. В прошлом году все предприятия района получили прибыли 114 миллионов рублей. Морской перегрузочный комплекс даст до семисот высокооплачиваемых рабочих мест, плюс в несколько раз больше их появится в сопутствующих предприятиях. Старший инспектор портнадзора В.К. Цигикало напомнил, что как и старый порт, новый в Ахтарском лимане столкнется с большими проблемами из-за быстрого заиливания подходного канала, который протянется на полтора десятка километров. Кроме того, в лимане бывают наводнения, зимой нарастает лед толщиной до полуметра, все это также будет создавать большие проблемы для приходящих судов и нормального функционирования порта. Директор Восточно-Ахтарского нерестово-вырастного хозяйства А.А. Соловьев в свою очередь отметил, что новый порт окажется всего в трехстах метрах от рыбоходного канала. В ответ руководитель недавно созданного предприятия МПК «Приазовский» Я.Р. Пархоменко, на которого инвестором возложены обязанности по строительству порта, оптимистично заверил, что все названные проблемы можно решить с помощью современных технологий и защитных сооружений. Прокладка глубоководного подходного канала оживит и старый рыбный порт. Категорически за строительство порта в Ахтарском лимане высказался подключившийся к обсуждению руководитель департамента транспорта и связи Краснодарского края Г.Н. Минаев. Геннадий Николаевич авторитетно напомнил, что изначально в Приморско-Ахтарске порт зародился в лимане, и сегодня с экономической точки зрения здесь наиболее реальный проект по строительству нового морского перегрузочного комплекса. Краевое руководство считает заявку Приморско-Ахтарска на особую портовую зону приоритетной. Подвел итог трехчасового обсуждения исполнительный директор ЗАО «Киото-Порт» М.Ф. Скомаров, отметивший, что Приморско-Ахтарск привлекает инвесторов удобством, относительной дешевизной и реальностью воплощения масштабного проекта. В заключение М.Ф. Скомаров выразил убеждение, что спорные вопросы необходимо открыто обсуждать и решать с максимальной пользой для всех.
|