Богатства водных биоресурсов, развитая многоотраслевая рыбная промышленность всегда были визитной карточкой Приморско-Ахтарского района. Мастерство ахтарских рыбаков, продукция наших рыбопереработчиков: осетровые балыки, икра, вяленые судаки и тарань славились по всей стране. А в Краснодарском крае Приморско-Ахтарск безоговорочно признавался рыбной столицей. В тридцатые годы здесь располагалось центральное краевое управление Рыбакколхозсоюза. В предвоенные и последующие годы активно развивались судоверфь, бондарный завод, крупнейший в Азово-Черноморском бассейне рыбозавод, действовала центральная база материально-технического снабжения рыбной отрасли края. В семидесятых - начале восьмидесятых годов было закончено строительство трех крупных полносистемных прудовых комплексов рыбколхозов "Октябрь", "Заветы Ленина" и рыбокомбината, на которых выращивались тысячи тонн первосортной рыбы. Параллельно со своим прудовым хозяйством рыбколхоз "Заветы Ленина" построил мощный рыбоперерабатывающий комплекс.
В Приморско-Ахтарском районе был создан крупнейший на Юге страны рыбохозяйственный коплекс, дававший до четверти валовой продукции и соответственно налоговых поступлений в казну.
Сама уникальная природа нашего района: благодатное море, многочисленные лиманы и протоки издревле способствовали рыбному изобилию. Необходимо лишь было по-хозяйски использовать и сохранять эти уникальные богатства. Но лозунг: "Мы не можем ждать милостей от природы, взять их наша задача..." затмил всю мудрость предков. Неутомимые "мичуринцы" и в водном хозяйстве понаворотили такого, что не скоро удастся вернуть природе долги. Плотины на всех реках, громадные водохранилища, прорытые по своему усмотрению, "не спросясь у Господа Бога", каналы нарушили основу основ - природный водный режим не только степных рек, плавней, но и всего Азовского моря. В результате его уникальная, самая рыбопродуктивная в мире, экосистема уже несколько десятков лет неуклонно деградирует, что прямым образом сказывается на снизившихся сегодня в десятки, а по некоторым ценным породам в сотни раз уловах рыбаков.
Справедливости ради надо сказать, в советские годы принимались меры по восстановлению поголовья ценных пород рыб, активно строились нерестовые хозяйства, рыбоводные заводы. И это давало ощутимый результат. В семидесятых-восьмидесятых годах большое внимание стало уделяться интенсивному прудовому рыбоводству, куда были вложены значительные средства. Прудовики получали по льготному тарифу электроэнергию, в ответ по доступной цене поставляли товарную рыбу. В городах края осенью купить живого карпа или толстолобика тогда было также легко и просто как буханку хлеба. Живорыбными вагонами прудовая рыба со станции "Ахтари" отправлялась в крупные города страны.
Отлаженная система рыбохозяйственного комплекса всей страны, а затем и на местах рухнула с началом в стране перестройки, коснувшейся самым болезненным образом рыбной промышленности. Новоявленные реформаторы, не долго думая, ликвидировали министерство рыбной промышленности, которое до этого десятилетиями кропотливо создавало и внимательно следило за огромным флотом, добывавшем рыбу во всех уголках мирового океана и буквально на каждом метре прибрежных вод страны. Под недремлющим оком министерства были рыбные порты, судоремонтные базы, тысячи километров рыболовных участков, сотни тысяч гектаров ирригационных систем прудовых хозяйств, рыбоперерабатывающие заводы и комбинаты, предприятия, производящие сетематериалы и орудия лова, воспроизводство морских биоресурсов, подготовка кадров десятков специальностей в мореходках, институтах и техникумах и многое другое. Всей этой махиной специфических проблем и вопросов теперь занялся комитет при... министерстве сельского хозяйства.
Прудовые хозяйства перестали получать энергоресурсы по льготным ценам, что сразу же самым катастрофическим образом ударило по нашему району. Из-за равнинной местности у нас нет необходимого перепада высот и воду в пруды надо закачивать насосами, а затем опять же откачивать из сбросных каналов.
В это же время в Азовском море случилась экологическая катастрофа - вспышка численности завезенного из океана "гребневика". Мелкий, но прожорливый вселенец, выедая икру азовской хамсы, в течение нескольких лет свел почти к нулю численность этой, одной из самых массовых и востребованных на рынке рыб. Обильные запасы бычка были подорваны еще десятилетие назад хищническим ловом и, несмотря на долгий запрет на лов, так и не восстановились в прежнем объеме. С распадом Советского Союза лов черноморской хамсы, зимующей в подавляющей массе в грузинских прибрежных водах, был для наших сейнеров закрыт. В итоге насчитывавший два десятка судов экспедиционный рыбодобывающий и приемо-транспортный флот в Приморско-Ахтарске резко сократился, а впоследствии активный морской промысел был сведен к нулю.
Больше повезло прибрежному промыслу, в конце восьмидесятых-начале девяностых годов начала давать ощутимый результат программа по искусственному воспроизводству в Азовском море осетровых. В ставные невода пошли выпущенные десяток лет назад и выросшие до половозрелого возраста осетры и севрюги. Но из-за прекращения с началом перестройки работы большинства рыбоводных заводов, а также хищнического браконьерского истребления зимующих у украинских берегов оставшихся особей, осетровое изобилие очень скоро закончилось. И сегодня непростое дело поймать азовского осетра с икрой для воспроизводственных целей на единственной оставшейся на Кубани специализированной рыбоводной станции. Легче привезти туда живьем родственного каспийского осетра.
Наряду с экологическими и экономическими проблемами восстановлению и развитию рыбодобычи в последние годы мешают бюрократические препоны. Так, по официальным сводкам, рыбаками района выловлено и сдано на переработку с начала года 100 тонн тюльки и 36 тонн частиковых, из них: тарани - всего 17 тонн, судака – пятьсот килограммов (!), пиленгаса - девятьсот килограммов (!), в прежние годы одной черной икры рыбаки сдавали на берег больше. Крайне низкий показатель по судаку объясняется резким снижением его запасов вследствие природных причин и браконьерства. А вот низкий показатель по тарани во многом вызван запретом ее лова закидными неводами. Ставными же неводами существующие рыбодобывающие предприятия освоили в период активного весеннего хода тарани лишь шестую часть разрешенных квот. Ситуацию с освоением квот вылова могло бы улучшить увеличение числа рыбодобывающих предприятий. Но, по действующим в настоящее время правилам, вновь созданные организации квот не получают, так как у них нет 3-летней истории лова за предыдущие годы. Вот такой парадокс: квоты на вылов не осваиваются, а новые рыбодобывающие организации получить их не могут. И плывут невыловленные десятки тонн тарани в браконьерские сети.
Рыбный промысел требует четкой организации, чтобы максимально эффективно использовалось водное пространство, чтобы одно орудие лова не мешало другому. Согласно же Правилам рыболовства и выданных разрешений, рыбодобытчики сегодня могут выставлять разрешенные сетематериалы в Азовском море, лиманах, где угодно, то есть участки за рыболовецкими хозяйствами не закрепляются. Вот так, как на диком Западе, кто первым застолбился, тот и "моет золотишко". Понятно, что такое положение дел провоцирует конфликтные ситуации.
В перестроечном демократическом порыве борцы за сохранение природы настояли на том, чтобы новые правила обязывали рыбаков большую часть прилова выпускать в живом виде обратно, даже если это зачастую противоречит здравому смыслу. И приходится всей рыболовецкой бригаде, засучив рукава, отбирать из улова и "под белы ручки" отправлять обратно в водоем сорную рыбешку: уклеек, густеру, карасей, которых, наоборот, надо всячески убирать оттуда.
Особенно это касается карася, оккупировавшего 90 процентов жизненного пространства наших пресноводных водоемов. Живучий и всеядный, он под чистую выедает икру, кормовую базу ценных пород рыб.
Очевидное несовершенство существующих правил рыболовства, необходимость четкой государственной политики в отношении рыбного хозяйства, воспроизводства и охраны рыбных запасов, решения экологических проблем, все это обсуждалось прошлой осенью на представительном краевом совещании с участием представителей Федерального агентства по рыболовству, прошедшем в станице Бриньковской, на базе Бейсугского нерестово-вырастного хозяйства. На состоявшемся 18 июня этого года краевом совещании рыбников главными были вопросы увеличения производства товарной продукции рыбной промышленности. Примечательно, что вновь оно прошло в нашем районе, в Приморско-Ахтарске, при самом представительном составе под руководством вице-губернатора по агропромышленному комплексу края Е.В. Громыко. Примечательно также и то, что и на осеннем, и на нынешнем летнем совещании никто не пытался приукрашивать ситуацию, все выступавшие откровенно говорили о наболевших проблемах и необходимости скорейшего их решения. Обсуждались вопросы воспроизводства, добычи, рыбоохраны, законодательства. Но наибольшее внимание было уделено прудовому рыбоводству, имеющему еще с прежних лет солидную базу для быстрого наращивания производства рыбной продукции. Впрочем, для этого нужны весьма солидные инвестиции в отрасль. В этом Е.В. Громыко в очередной раз убедился, посетив перед совещанием Ахтарский прудовый комплекс, созданный на базе мощного прудового хозяйства бывшего рыбколхоза "Заветы Ленина".
Частно-государственное партнерство и современные технологии
Еще до приезда высокого гостя исполнительный директор Ахтарского прудового комплекса С.В. Очередько, сам когда-то работавший в “Заветах Ленина”, рассказал, что на предприятии сохранился костяк старых опытных кадров, лишь на вырастные пруды набирается новая молодая бригада. Следит за производственным процессом, ставит необходимые задачи присланный новыми инвесторами опытный специалист-рыбовод, кандидат наук А.Н. Болотенко. Он же и встречал прибывшего на микроавтобусе вице-губернатора Е.В. Громыко в сопровождении главы района Ю.Н. Пожидаева и специалистов райсельхозуправления.
Сразу же выяснилось, что Е.В. Громыко и А.Н. Болотенко хорошо друг друга знают, и вице-губернатор отлично разбирается в прудовом рыбоводстве, ибо в недавнем прошлом имел уже практический опыт в этой отрасли. Его знакомство с Ахтарским прудовым комплексом сразу же началось с делового разговора по существу о проблемах и задачах развития прудового рыбоводства.
Рассказав гостю об основных параметрах прудового хозяйства площадью в полторы тысячи гектаров, с 47 километрами водопадающих и сбросных каналов, о развернувшейся масштабной очистке и реконструкции всей гидротехнической системы, о весеннем зарыблении, А.Н. Болотенко с удовлетворением отметил, что уже в этом году в инкубационном цехе хозяйства план - получить 70 миллионов личинок прудовых рыб, ав ближайшем будущем ставится задача выйти на сто миллионов, в перспективе инкубировать в год до миллиарда личинок.
- Миллиард нужен, - сразу же энергично поддержал смелые планы Е.В. Громыко. – Сегодня в Российскую Федерацию завозится рыбы и рыбопродукции на 70 миллиардов рублей, а Кубань и Ростовская область со своим высоким потенциалом производят по 30-50 тысяч тонн. Этого не хватает, чтобы насытить местный рынок. Каждый миллион личинок, проданный в надежные руки, выращенный в прудах, каждая пойманная в естественных водоемах тонна рыбы должна попадать на наш рынок, - поставил программную задачу вице-губернатор и тут же обратился к искушенному в вопросах рыбоводства собеседнику. – Кто будет покупать ваш миллиард личинок?
- Мы планируем не только заниматься разведением и выращиванием товарной прудовой рыбы, но и хотим развить пастбищное рыбоводство, - уверенно ответил А.Н. Болотенко, отметив, что в окрестностях прудового комплекса 190 тысяч лиманных площадей, которые ждут внедрения современных технологий рыбоводства. Для решения масштабных планов в хозяйстве намерены развивать частно-государственное партнерство.
Первая остановка объезда по обширному хозяйству на вырастных прудах. За год посаженная в них личинка венгерского карпа должна подрасти до 50 граммов, чтобы, набрав достаточно сил, успешно перезимовать. До каких размеров затем вырастают сеголетки - все наглядно убедились на нагульном пруде, где для показа гостям прудовики с утра затянули невод. Энергичный, вникающий во все тонкости Е.В. Громыко не преминул и ранее поймать специальным сачком мальков весом в несколько граммов и теперь подержать в руках увесистого взрослого зеркального карпа.
А.Н. Болотенко объяснил, что на садковском участке хозяйства в работе 640 гектаров прудов, а всего с некрасовским участком тысяча гектаров. Продуктивность в этом году в хозяйстве планируется не ниже десяти центнеров товарной рыбы с гектара.
- Мы только начали работать, - подчеркнул А.Н. Болотенко.
- На этих же прудах в “Заветах Ленина” получали 27 центнеров с гектара, - напомнил по просьбе корреспондентов специалист районного сельхозуправления А.М. Бурло.
- Ну, это может быть было во времена когда, после слива воды, еще толстый слой комбикорма оставался, - в свою очередь отметил А.Н. Болотенко.
- Александр Николаевич, интенсивное, только интенсивное ведение хозяйства поможет выжить, - убежденно высказал свое мнение по теме Е.В. Громыко. – При закачке и выкачке насосами воды полувыгульное содержание рыбы будет неэффективным. Здесь есть все для интенсивного рыбоводства: высокое качество воды, биологические и физиологические составляющие, для рыбы есть все необходимые условия.
Если будет генетический материал хорошего качества, отдача будет обязательно. Мы в этом убедились на всем: на птицах, на коровах, не хотим еще что-то изобретать и пробовать на рыбах. Весь мир уже давно все опробовал. Надо брать эффективного малька, хорошее племя и интенсивно выращивать.
Положительные эмоции в ходе объезда обширной территории прудов добавлял вид многочисленных экскаваторов, работавших на очистке реконструируемых прудов хозяйства. На дне одного из уже очищенных от многолетнего ила, что называется под ноль, пруда, готового к заливке водой, диалог вице-гернатора и главного специалиста хозяйства вновь коснулся стратегических вопросов рыбоводства, какой должна быть рентабельная цена выращенной рыбы?
- Мы только начали работать, это долгосрочный инвестиционный проект, - сразу же отметил А.Н. Болотенко. – Мы выходим на то, чтобы рентабельность выращенной рыбы была не выше тридцати рублей, это с учетом того, что мы будем иметь свои посевные площади, будем иметь возможность выращивать и изготавливать корма по своей рецептуре. Если мы выйдем на технологию, которую планируем, то, думаем, что цена карпа будет 30-35 рублей.
В свою очередь вице-губернатор отметил, что уже был опыт в крае, когда земли для выращивания зерна брали птицефабрики, а затем не знали, что с ними делать. Лучше, когда каждый занимается своим делом, тем более, что цены на зерно сегодня очень доступные. Можно уже брать и готовить свои комбикорма.
- Если вы выйдете на рентабельность в тридцать рублей, отпускная цена будет пятьдесят – это нормально, во всем мире рыба стоит полтора доллара, - отметил Е.В. Громыко. – А у нас сегодня 80-95 рублей и не подходи, это, конечно, хищнические цены и с этим надо бороться, поэтому мы обязаны поддерживать такие хозяйства, где при установлении цены учитываются не только затраты и желание заработать, но и есть такая составляющая, как совесть. Когда она есть, тогда идет правильное ценообразование.
- Евгений Васильевич, мы хотим ее поставить первым пунктом, - с улыбкой заверил А.Н. Болотенко.
- Тогда наши субсидии ждут вас, Александр Николаевич, - в тон собеседнику ответил вице-губернатор.
В ходе дальнейшего содержательного диалога собеседники обсудили главную нешуточную проблему наших рыбоводов: Ахтарскому прудовому комплексу ежегодно только на закачку и выкачку воды необходимо 5 миллионов рублей. А.Н. Болотенко рассказал о планах перехода на пятилетний цикл выращивания рыбы в прудах. Это потребует дополнительных затрат на сортировку товарной рыбы от ежегодно подсаживаемой молоди, но, по расчетам, позволит сократить расходы на электроэнергию в пять раз.
В заключение разговора Е.В. Громыко пожелал хозяйству успехов в достижении масштабных целей. За три месяца с начала работы нового руководства сделано много, но предстоит сделать многократно больше. Отдачу многомиллионные инвестиции дадут не скоро, поэтому предстоит долгая кропотливая работа. Краевое руководство готово всячески поддерживать эффективных, нацеленных на результат собственников. Доказать свою состоятельность они могут только одним - реальными делами и успехами в экономике.
После Ахтарского прудового комплекса вице-губернатор и глава района вместе с сопровождающими лицами посетили Ахтарский рыбозавод. Гости увидели, как в консервном цехе шло изготовление консервов кильки в томатном соусе. Ознакомились с работой жестяно-баночного и фабрикатного цехов. Руководство завода подготовилось к визиту руководителей края и района, работники были одеты в чистые белые халаты, новые головные уборы. Однако вид устаревшего оборудования, старых строений цехов не вызывал оптимистического настроения. У предприятия сотни миллионов долгов. У причала завода стоит на приколе флот.
О туманных перспективах рыбозавода открыто говорилось затем на краевом совещании в зале заседаний администрации района.
А вот продукция и производственные показатели малых рыбоперерабатывающих предприятий, выставка-дегустация разнообразной вкусной продукции, которая была развернута в фойе районной администрации, наоборот, вселяли надежду, что отрасль имеет перспективу развития. Особенно долго задержался Е.В. Громыко у стенда предприятия И.П. Никитина, представителя которого затем включил в созданный на совещании краевой общественный совет рыбников. В этот совет при вице-губернаторе вошли еще несколько представителей нашего района. И итоговый документ краевого совещания был составлен на основе предложений для решения проблем, прозвучавших в докладе исполняющей обязанности заместителя главы Приморско-Ахтарского района по АПК и транспорту Т.А. Перницкой.
К Приморско-Ахтарску вновь повышенное внимание, как к рыбопромышленному центру края. Чтобы доказать, что это на самом деле так, предстоит решить очень много накопившихся за десятилетия проблем. Работы хватит и нам, и нашим детям!
О. Ефименко.