... С Эльвирой Алексеевной мы знакомы давно. Когда в Приморско-Ахтарске тяжело заболела ее мама, она переехала в свой родной город, чтобы быть рядом с самым близким человеком. Несколько лет Эльвира Алексеевна работала в Доме детского творчества, руководила объединением «Рукодельница». Сколько ребят прошли тогда через умелые руки и большое доброе сердце своего талантливого во всем, за что ни возьмется, педагога. Не раз наша газета писала об этой замечательной женщине и ее одаренных умением творить детях. Как-то в одном разговоре услышала, что Эльвира Алексеевна — дочь Алексея Карповича Свиногеева, в былые годы известного в нашем районе человека, оставившего неизгладимый добрый след в жизни родного Приморско-Ахтарска. А годы ведь уходят, и сколько еще неординарных личностей было в истории нашей малой Родины, о которых просто грех не вспомнить и не поведать нынешним поколениям.
Так появилась идея узнать побольше о жизненном пути Алексея Карповича Свиногеева и рассказать об этом на страницах нашей газеты.
...В небольшом, уютном, утопающем в роскошных, с любовью ухоженных цветниках, доме Эльвиры Алексеевны, что расположился в тихом Кривом переулке, многое напоминает о ее дорогом и незабвенном отце: портрет, семейные фотографии в рамках, вещи-реликвии... «А в родительском доме, где живет сейчас младшая сестра Таня, даже дух папин сохранился. Когда бывает трудно или на душе грустно, схожу туда, мысленно побуду с папой, пообщаюсь с ним, и сразу легче. Хотя отца нет уже почти двадцать лет, но он по-прежнему с нами, наша опора и надежда, как и прежде, друг и советчик», - услышала от Эльвиры Алексеевны.
Слово за словом, фотография за фотографией, и перед глазами предстает красивый, статный, благородного вида человек, проживший нелегкую, но очень достойную жизнь, наполненную большими делами, событиями, военными подвигами, неиссякаемым энтузиазмом, любовью к людям. Такой жизни, какую прожил Алексей Свиногеев, хватило бы на много-много обычных.
Сам родом из Темрюка, Алексей, как и многие его сверстники в 30-е годы, мечтал летать в небе. И мечта целеустремленного парня осуществилась — он стал курсантом Ейского высшего военного училища морской авиации, которое окончил в 1935 году. Годом раньше, на вокзале в станице Тимашевской, он познакомился с милой девушкой Таней, которая вскорости стала его женой. Вместе с ней они уехали в Симферополь, куда лейтенант Алексей Свиногеев был направлен на военную службу в авиационный полк. В их семье уже подрастало трое детей: сын Гена и две дочери — Люда и Эльвира, когда началась война.
- Мне было два года, не помню, конечно, ничего. Из маминых рассказов знаю, что папин полк сразу же отправили на фронт, а нас с семьями других летчиков эвакуировали в Казахстан, под Караганду. Старший брат Гена был таким самостоятельным, он сразу стал главой в семье, опорой мамы во всем, как и просил в своих письмах отец. Гена кормил нас, купал, воспитывал. А папа храбро сражался в боевом небе, нещадно бил фашистов. Как драгоценную реликвию храню его фронтовой дневник, - говорит Эльвира Алексеевна и достает из старинного шкафа толстую, хорошо сохранившуюся почти 70 лет общую тетрадь, от начала до конца исписанную красивым почерком ее дорогого отца.
Не без волнения открываю фронтовой дневник (далее дословно) «комиссара 2-й дальнобомбордировочной зскадрильи стратегического назначения 40 авиаполка, 63 авиабригады ВВС ЧФ Свиногеева Алексея Карповича. 1941 год. Крым».
Первая запись: 7 сентября 41г.
«Завтра у нас двойной праздник,- сказал я командиру эскадрильи, - воскресенье и 27-я годовщина Международного юношеского дня. Ребята, комсомольцы готовились к этому дню: доклад, вечер самодеятельности. План завтрашнего дня: начать в три часа ночи по боевой тревоге.
«Почему по боевой?» - спросил капитан.
«Потому что сейчас идет вторая мировая война, и юношество всего мира на фронте, на кровавой войне, к тому же мы давно не делали боевой тревоги, а враг близко к Крыму, надо все проверить и дать всем почувствовать, что мы на войне. Есть много благодушия».
И далее весь дневник о героических сражениях в огненном небе с врагом отважных советских летчиков морской авиации, здесь же фотографии однополчан. Читаю переписанное в тетрадь стихотворение поэта Резчикова, вот его отрывок:
«С грузом бомб на порт Сулин, с грузом мин во все концы,
Водят грозные машины наши славные бойцы.
И пощады нет злодеям от отважных моряков -
Крепко бьет их Свиногеев, смело мстит им Большаков.
Легендарные герои в роковые эти дни,
Мать-Отчизна, будь спокойна, защитят тебя они!»
В редкие минуты затишья Алексей Карпович уходил в письменные воспоминания о доме, детях:
«На стене, под небольшим портретом Сталина, маленькая фотография моих детей: Гены и Людочки. Эльвирка еще совсем маленькая. Взглянув на эту фотографию, вспомнил, что сегодня ровно месяц,как от меня поезд увез жену и детей на Кубань. За это время я получил от Тани два письма, где она описала мне свои мытарства по устройству с квартирой, питанием и др. Дети, писала она, хорошие, эдоровые, растут и все спрашивают: «Когда папа убьет Гитлера?» Милые, любимые мои детки, ради вас, вашей жизни мы вступили в жестокий бой с коварным врагом — немецким фашизмом. Пусть этот дневник напомнит вам об этом в ваши зрелые годы. Обнимаю и целую вас несчетно раз. Ваш папа. Крым. 12 сентября 1941 года. Месяц назад вы пережили бомбежки, уезжая от папы».
В дневнике я прочла и о том, что приезжал в эскадрилью журналист одной крупной газеты. Узнав, что Свиногеев пишет дневник, он попросил дать его на пару часов, чтобы прочесть.
«Через несколько дней появилась в газете заметка под заголовком «Дневник военкома Свиногеева», в которой было опубликовано из дневника несколько ярких фактов, как мужественно сражались в небе летчики нашей эскадрильи».
О боевом пути морского летчика А.К. Свиногеева, который после тяжелого ранения, когда был сбит его самолет, и он чудом остался жив, снова вернулся в строй и был назначен военным комиссаром авиаполка, о ратном подвиге защитников Новороссийска и Малой Земли прочла и в книге, написанной его сослуживцем, Героем Советского Союза, генерал-майором авиации В.И. Минаковым «Под крылом — Цемесская бухта» - «Записки морского летчика». Ее, как и дневник отца, бережно хранит Эльвира Алексеевна. В этой книге среди многих других помещен снимок, на котором командование 36 авиаполка в составе начальника штаба Г.С. Пересады, командира авиаполка Героя Советского Союза А.Я. Ефремова и военного комиссара авиаполка А.К. Свиногеева за разработкой плана боевого вылета в разгар войны в 1943 году.
Война для А.К. Свиногеева окончилась в 1945 году в Мурманске. За проявленные мужество и героизм в годы Великой Отечественной он был награжден орденами Ленина, боевого Красного Знамени и многими боевыми медалями. Демобилизовавшись по состоянию здоровья, Алексей Карпович прибыл в Краснодар и был направлен в город Приморско-Ахтарск начальником мореходной школы. На этой должности он снискал большое уважение коллег. Боевого начальника мореходки очень любили курсанты. Здесь Алексей Карпович проявил себя как высокой ответственности руководитель, и уже через два года его перевели в райком партии вторым секретарем, курирующим промышленность, строительство, связь. Как раз в эти годы в совсем молодом городе Приморско-Ахтарске началось развитие промышленного производства, возведение кирпичных новостроек, телеграфной связи. После плодотворной многолетней работы в нашем районе А.К. Свиногееву предложили перейти на должность первого секретаря райкома КПСС Ленинградского района.
- Но для этого требовалось крепкое здоровье, которое у отца отняла война, да и не хотел папа расставаться с родным уже городом, морем, лиманами, он был заядлым рыбаком и охотником, не хотел увозить и нас, а в семье было уже четверо детей, с насиженного места, - продолжила свой рассказ Эльвира Алексеевна.
Вскоре А.К. Свиногеев был назначен председателем рыбколхоза «Заветы Ленина», где он проработал до 1962 года. И, надо сказать, рыбколхоз в период его руководства стал одним их самых крупных и успешных рыболовецких хозяйств не только в нашем районе, но и в системе «Рыбакколхозсоюза» края. Уже тогда Алексей Карпович с высоких трибун серьезно ставил вопрос о том, что недопустимо вмешиваться в природу, что строительство Краснодарского моря, рисоводческих хозяйств в крае, различных дамб, шлюзов, перекрывающих пути нереста рыбы, со временем станет губительным для рыбного хозяйства Приморско-Ахтарского района и всей Кубани. В те годы рыбколхоз «Заветы Ленина» оказывал большую помощь детским садам, школам, был добрым шефом СОШ№1, для этой школы была построена пристройка, ее учащиеся каждое лето с удовольствием трудились и отдыхали на территории успешно развивающегося подсобного хозяйства рыбколхоза.
Несколько лет, до ухода на заслуженный отдых, Алексей Карпович, проработал на рыбозаводе. И всюду, все, кто знал этого замечательного человека, отзываются о нем с большим уважением. У него было много друзей, верных товарищей. На многих фотографиях увидела рядом с А.К. Свиногеевым известных в районе людей: вот он с председателем райисполкома Лидией Петровной Тамаровской, дочерью Петра Тамаровского, именем которого назван хутор в нашем районе, на другой фотографии увидела молодого, красивого Анатолия Николаевича Катрича во время его бракосочетания с женой. Свиногеев был в большой дружбе с его отцом — Николаем Прокофьевичем. А вот Алексей Карпович с первым секретарем райкома партии Эктовым, вместе они очень многое сделали для развития нашего города и района.
Что вызывает особое уважение к А.К. Свиногееву: работая в райкоме партии, на различных руководящих должностях, он никогда не стремился что-то сделать для себя, урвать для своей семьи.
- Папа был очень скромным, во всех отношениях порядочным человеком, кристально честным и чистым, горячо любил свою жену, детей, был по-настоящему верным и преданным другом и товарищем. У нашей многодетной семьи даже дома не было большого — обычная хата, и жили очень скромно, отец никогда ничем нас не баловал, с детства приучал к труду и наставлял на старания в учебе, чтобы стать со временем хорошими специалистами. И все папу уважали, но времена были такие, что находились и завистники, и враги, но, как стойкий по характеру человек, кадровый военный, он все трудности в жизни достойно преодолевал, оставаясь на высоте человеческого достоинства, - продолжала свой душевный рассказ об отце одна из его дочерей — Эльвира. И,знаете, когда ему было очень трудно, больно от физических или душевных ран, папа, как творческий человек, начинал писать стихи. Творческие способности он старался развивать и у нас, четверых детей. Думаю, отец был доволен, что вырастил нас достойными людьми, всем дал высшее образование, никогда не используя свое служебное положение: мы все поступали и учились самостоятельно, благодаря прочным знаниям и большому старанию.
С теплом рассказывала Эльвира Алексеевна о своих близких людях: ее брат Геннадий окончил Тимирязевскую академию, ученый-агроном, живет в Москве, работал в Министерстве плодоовощного хозяйства. Людмила по профессии экономист, тоже жила в Москве, работала в Министерстве приборостроения, сейчас с семьей живет в Приморско-Ахтарске. Сама Эльвира Алексеевна окончила Ленинградский институт легкой промышленности, много лет работала инженером швейного производства. Младшая дочь Алексея Свиногеева — Татьяна — выпускница Краснодарского музыкального училища имени Римского-Корсакова, после его окончания жила в Краснодаре, в музыкальной школе преподавала музыку. Многие ее выпускники затем окончили консерватории и стали известными музыкантами.
- Сегодня Таня — хранительница нашего родительского очага, живет в отцовском доме, который мы строили не один десяток лет. Я, продав квартиру в Северодвинске, где жила, купила вот этот домик, и уже несколько лет все приводим его в божеский вид. Не оставил нам отец никаких особняков, солидных вкладов в банке, мы всего достигали в жизни сами. Но мы, его дети, внуки, правнуки, гордимся тем, что имя Алексея Карповича Свиногеева — ветерана Великой Отечественной войны, неутомимого труженика, настоящего патриота своей малой Родины и великой России, всегда звучало достойно и оставило после себя добрую и светлую память, - поделилась сокровенным Э.А. Свиногеева.
В недавний юбилейный День Победы Эльвира Алексеевна с мужем побывали в городе Ейске, в летном училище, где учился Алексей Свиногеев, поклонились памятным местам, где бывал отец.
К сожалению, с годами забываются имена и добрые дела известных наших земляков, живших в разные годы. В городском музее можно увидеть фотографии некоторых из них. Среди этих снимков и фотография Алексея Свиногеева, но одна фамилия под ней ни о чем не говорит. Историю нашего города, станиц, хуторов надо бережно хранить и знать не только имена, но и по-настоящему великие дела людей, своим трудом, своей волей и героической судьбой создававших фундамент нашей нынешней и завтрашней жизни. На этой связи поколений испокон веков растут и крепнут наши исторические корни.
Ольга Покос.